Знак
Великого предела наглядно выражает многие идеи "Книги перемен", поэтому его еще
называют "Картой перемен". Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга,
разделенного пополам волнистой линией. Этот рисунок напоминает рыбок, кусающих
друг друга за хвост. По преданию, этот знак был придуман легендарным Фу Си 7
тысяч лет назад (рис. 1). На первый взгляд знак Великого предела очень простой,
но на самом деле в нем заложен огромный смысл. Всего несколько линий и фигур,
только два цвета, но в них отражены все законы мироздания. Это очень емкий и
сложный символ, это ключ к познанию многих еще не раскрытых законов жизни.
Китайские мыслители часто обращались к этому знаку и, комментируя его, излагали
свои идеи. Медики Китая видели в нем ключ к тайнам человеческого организма и,
утверждали, что он является "схемой человеческого организма". Мастера цигун
называли знак Великого предела "схемой выплавления внутренней пилюли".
Обращались к этому символу и живописцы, например, известные художники Ли Кучань
и Хуан Биньхун говорили, что в этом знаке заключены все тайны китайской
живописи. Мастера боевых искусств уделяли ему особое внимание, так в искусство
тайцзицюань все тесно связано с ним. Еще 300 лет назад Ню Дунь сказал, что этот
знак предельно сжато выражает очень многое. Это настоящее сокровище китайской
культуры. Многие мастера, размышляя над знаком Великого предела всякий раз
убеждались, что процесс его познания может длиться бесконечно. Ниже приводятся
некоторые из их размышлений, касающиеся только девяти особенностей знака
Великого предела.
Внутреннее единство
Цельное и объективное восприятие мира - это одно из
основных свойств традиционной восточной философии. Знак Великого предела
является тому подтверждением - он представляет собой цельную модель мира. Он
дает возможность воспринимать мир в нерасчлененном единстве, объединяет все
явления и в то же время позволяет увидеть место каждого явления в общей системе.
Его можно использовать как для анализа законов всего мира, так и изучения
законов развития отдельных предметов и явлений. Многие боевые искусства, такие
например, как Багуа, Синъи, Тайцзицюань, Айкидо, Хапкидо и многие другие,
унаследовали основное свойство традиционной восточной философии - ее
интегральность, поэтому наставники этих видов боевых искусств "всегда говорили о
том, что тело - это одна семья", что мощным бывает только то движение, в котором
участвует все тело. Они учили, что если нет движения в пояснице, то не получится
движение руками, если нет внутреннего движения, то не будет и внешнего.
Наставники вышеназванных боевых искусств часто повторяли, что причиной
неправильного движения является не ошибка в движении рукой или ногой, а
неправильное движение всего тела. Правильное движение как бы волной проходит по
всему телу. Оно зарождается в области энергетического центра человека,
поднимается вверх в грудной отдел, переходит в спину, плечи, руки и, наконец,
достигает кистей. Сила всего тела всегда концентрируется в одной точке. В этом
состоит не только преимущество, но и заключена большая сложность традиционных
Боевых Искусств. Для того, чтобы в совершенстве владеть своим телом, требуется
много усилий.
Формула круга
Знак Великого предела не плоский круг, а объемный шар. В
Хапкидо, Айкидо, Багуа и т.п. также все должно быть округлым, без впадин и
выступов. Внутри энергия ки (ци) должна бурлить, а снаружи - образовывать сферу,
упругий шар. Практически все приемы в этих боевых искусствах являются
проявлением этого свойства упругости. Целью занятий ими является превращение
человеческого тела в такого рода шар. Конечно, тело не может стать шаром, но
походить на него может. В ходе занятий следует овладеть умением управлять
состояниями "пустотности" и "наполненности", научиться контролировать свой центр
тяжести, превратиться в "неваляшку". Можно развалить самую крепкую и толстую
стену из железобетона, но нельзя опрокинуть шар. Так мастера тайцзицюань также
практически невозможно опрокинуть, потому что он в совершенстве владеет
искусством стабилизировать свой центр тяжести.
http://www.firedragon.h11.ru/st_4.html