HИHДЗЮЦУ - ВОИHСКИЙ ПУТЬ ПРОСВЕТЛЕHИЯ
HИHДЗЯ МОЖЕТ ВСЁ
<Ты должен трупом стать живым,
Ты должен умереть живя,
Тогда ты сможешь сделать все,-
Все будет верным для тебя>.
Бунан Дзэндзи, 1633 г.
Hиндзя в буквальном переводе значит <лазутчик>. Корень
слова нин (или, в другом прочтении, синоду) - <красться>. Есть и другой оттенок
смысла - <претерпевать, выносить>. Отсюда происходит и название самого сложного,
самого загадочного из всех воинских искусств. Hин-дзюцу - искусство шпионажа, о
котором могли бы только мечтать разведывательные службы XX века. Прошедшие
сверхчеловеческую по трудности физическую и психическую подготовку, прекрасно
владеющие всеми приемами кэмпо без оружия и с оружием, ниндзя легко преодолевали
крепостные стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по
стенам и потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой, а если
надо - молчать под пытками и умирать достойно. Шпионы и диверсанты, продающие
свой труд тому, кто больше заплатит, ниндзя подчинялись неписаному кодексу чести
и нередко шли на смерть во имя идеи. Объявленные людьми низшего сорта (хи-нин),
париями, стоящими вне закона, они внушали невольное уважение самураям. Многие
предводители кланов оспаривали благосклонность опытных ниндзя, многие пытались
-привить своим дружинникам опыт нин-дзюцу. И все же военный шпионаж на
протяжении веков оставался уделом избранных, родовым промыслом узкого круга
незаменимых специалистов, плановым <ремеслом>.
Hин-дзюцу, безусловно связанное с эзотерической практикой
ряда китайских школ ушу, таит много загадок не только для историков, но и для
врачей, биологов, химиков, физиков, инженеров. То, что нам известно, лишь
верхушка айсберга, основание которого уходит в темные глубины мистики, в
космические бездны парапсихологии.
Лишь в недавнее время появились отдельные работы,
проливающие свет на тайны нин-дзюцу. Это прежде всего книги Д. Дрэгера , Д.
Дрэгера и Р. Смита <Азиатские боевые искусства> и Э. Эдамса . Все они основаны,
главным образом, на исследованиях Хацуми Масааки, ныне здравствующего наследника
средневековых ниндзя.
Традиция возводит родословную нин-дзюцу к началу нашей эры,
но реальные признаки существования таинственных горных общин в Центральной
Японии прослеживаются не ранее VII в.
Первые сведения об организованном военном шпионаже под
руководством Митиноуэ-но Микото относятся к периоду правления императрицы Суйко
(593-628). В эти годы принц Сётоку Тайси вел войну против могущественного
феодала Мория за провинцию Оми. Кстати говоря, принц был весьма просвещенным
государственным деятелем и ревностным пропагандистом буддизма. Легенда гласит,
что сам Бодхидхарма, закончив свои дела в Китае, появился в 622 г. под видом
нищего в Японии, побеседовал с Сётоку Тайси и даже обменялся с ним стихами. В
ходе военных действий принц послал в расположение вражеских войск лазутчика
Отомо-но Сайдзин. Шпион вернулся с ценной информацией, за что был удостоен
почетного звания Синоби (то есть Соглядатай). Отсюда и пошло синоби (или
нин-)-дзюцу.
По всей вероятности, процесс выделения ниндзя в
обособленный социальный слой, в замкнутую касту шел параллельно со становлением
самурайского сословия и почти тем же путем. Однако, если самурайские дружины
поначалу формировались на северо-восточных границах из отходников и беглых
простолюдинов, то некоторые беглецы предпочитали скрываться вблизи от родных
мест. Возросшая мощь самурайства впоследствии позволила ему занять независимое
положение в общественной жизни Японии и даже прийти к власти, между тем как
разрозненные группы ниндзя никогда не представляли и не могли представлять
сколь-нибудь значительной военной и политической силы. Ряд японских историков
определяют ниндзя как воинов-земледельцев (дзи-дзамураи). И в самом деле, на
начальном этапе развития они имели много общего с самурайством. Hо уже в эпоху
Хэйан (VIII-XII вв.), знаменовавшуюся правлением дворцовой аристократии, гордые
буси считали наемных лазутчиков опасным деклассированным элементом. Время от
времени местные феодалы и правительственные войска устраивали настоящие облавы
на ниндзя, разоряя их лагеря и селения, убивая стариков и детей.
Опорные базы ниндзя были разбросаны по всей стране, но
естественным центром нин-дзюцу стали лесистые окрестности Киото, горные районы
Ига и Кога. Hачиная с эпохи Камакура (1192-1333), лагеря ниндзя часто
пополнялись за счет ронинов, служилых самураев, потерявших своего сюзерена в
кровавых междоусобных распрях. Со временем, однако, доступ в горные общины был
почти прекращен, поскольку содружества вольных наемников постепенно перерастали
в секретные клановые организации, скрепленные узами кровного родства и присягой
на верность. Каждая из таких организаций становилась уникальной школой воинских
искусств и культивировала оригинальную традицию нин-дзюцу, именуясь, как и
самурайские школы бу-дзюцу, рю. К XVII в. насчитывалось около семидесяти кланов
ниндзя. Из двадцати пяти наиболее влиятельных выделялись по масштабам Ига-рю и
Кога-рю. В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских
искусств.
Будучи исключены из государственной системы феодальных
отношений, ниндзя выработали свою иерархическую классовую структуру, отвечавшую
потребностям такого рода организаций. Во главе общины стояла военно-клерикальная
элита (дзёнин). Иногда дзёнин контролировали деятельность двух или даже трех
смежных рю. Руководство осуществлялось через среднее звено - тюнин, в
обязанности которого входила передача приказов, подготовка и мобилизация рядовых
исполнителей нижнего звена (гэнин). История сохранила имена некоторых дзёнин
времен позднего средневековья: Хаттори Хандзо, Момоти Сандаю, Фудзибаяси Hагато.
Положение высшего и среднего звена варьировалось в зависимости от общины. Так, в
клане Кога реальная власть была сосредоточена в руках пятидесяти семейств тюнин,
каждое из которых имело под началом от тридцати до сорока семейств гэнин. В
клане Ига, наоборот, все бразды правления были сосредоточены в руках трех
семейств дзёнин.
Залогом благополучия общины являлась, разумеется,
секретность, поэтому рядовые лазутчики, исполнявшие самую трудную и
неблагодарную работу, получали минимум информации о верхушке иерархической
пирамиды. Зачастую они даже не знали имен своих дзёнин, что служило лучшей
гарантией неразглашения тайны. В случае если ниндзя приходилось действовать
несколькими группами, связь между ними осуществлялась через посредников, и
никакие сведения о составе соседних групп не сообщались.
Работой по налаживанию явок, строительству укрытий,
вербовке осведомителей, а также тактическим руководством всеми операциями ведали
тюнин. Они же вступали в контакт с нанимателями - агентами крупных феодалов. Тем
не менее, договор заключался между дзёнин и самим даймё. Полученное
вознаграждение за услуги также передавалось главе клана, который распределял
деньги по своему усмотрению.
http://www.single-combat.ru/combat/close-fight/88/