Дисциплина
Боевые искусства в отсутствие дисциплины теряют свое
содержание и смысл. Боевые искусства начинаются с дисциплины и сами являются
дисциплиной. Без дисциплины невозможен процесс обучения. В противном случае
боевые искусства могут стать опасным оружием. Знание боевых искусств так же
смертоносно, как нож или пистолет. И в зависимости от того, как и когда вы им
пользуетесь, оно может быть деструктивным или конструктивным.
Существует два основных направления дисциплины:
профилактическое
исправительное (корректирующее).
Профилактическая дисциплина представляет собой позитивный
процесс обучения, направленный на достижение общих и частных целей. Этот вид
дисциплины соответствует добровольной и настойчивой работе каждого члена учебной
группы ради овладения предлагаемыми знаниями. Профилактическая дисциплина
является конечной целью любого преподавателя.
Исправительная дисциплина - это процесс обнаружения и
исправления нежелательного поведения. Она служит для возвращения всей группы или
отдельных ее членов в позитивное русло обучения и является промежуточным этапом
при переходе к профилактической дисциплине.
В школе боевых искусств следование требованиям дисциплины
должно начинаться с самого первого дня, когда ученик записывается в группу. Для
этого всем новичкам необходимо ясно и четко объяснить следующие положения:
1. Чему ученик сможет научиться в школе (определение
конечной цели).
2. Количественный и качественный состав учебной группы.
3. Правила, которым он будет обязан следовать.
4. Важность регулярного посещения занятий и активного
участия в них.
Все правила школы должны быть ясными и конкретными. Каждому
новичку, записывающемуся в группу, следует выдавать отпечатанный список этих
правил и школьных положений. Правила школы должны быть последовательными и в
равной степени обязательными для всех учащихся. В этом же списке должны быть
отражены и последствия, которые повлечет за собой игнорирование или нарушение
правил.
Кроме всего прочего, инструктор должен располагать
следующей информацией:
об индивидуальных запросах каждого ученика.
о физических и психологических особенностях каждого
ученика.
Чем точнее будут ваши сведения об учащихся, тем проще будет
вам определить их в ту учебную группу, которая наиболее соответствует их уровню
подготовки и занятия в которой обеспечат максимально возможный рост их
мастерства.
Инструктор всегда должен знать, на каком уровне мастерства
находится в данный момент каждый его ученик, исполнение каких технических
приемов ему необходимо дорабатывать или совершенствовать и каково его личное
мнение о скорости собственного прогрессирования. Обладание постоянной
информацией о состоянии каждого учащегося и разработка соответственно ей планов
занятий являются важнейшими факторами учебного процесса. Поддержание постоянной
дисциплины в группах - это результат тщательного планирования и его практической
реализации. Умение прогнозировать возможное поведение учащихся позволит вам
эффективно поддерживать в учебной группе профилактическую дисциплину.
Другой способ поддержания профилактической дисциплины
состоит в разработке и установлении определенных критериев мастерства,
необходимых для достижения в каждой группе. Если учащиеся будут завершать
очередной этап обучения или получать соответствующий более высокому рангу пояс,
не освоив требуемые для этого уровня технические приемы, это пойдет только во
вред всему учебному процессу. Они должны полностью отдавать себе отчет в том,
что действительный прогресс возможен только при следовании Пути (До) и
старательной отработке необходимых техник.
С самого первого дня тренировок научите своих воспитанников
мудрому правилу "Без труда не выловишь и рыбку из пруда" и придерживайтесь его
на протяжении всего процесса обучения. Следование этому принципу в сочетании с
тщательно продуманной и приносящей ученикам удовольствие тренировочной
деятельностью создает все условия для формирования благоприятной творческой
атмосферы в учебной группе. В такой атмосфере учащиеся будут охотно впитывать
новые знания и быстрее смогут достичь оптимального для себя уровня технического
мастерства.
Наконец, наиболее важным фактором для инструктора,
стремящегося установить требуемую дисциплину в учебной группе, является его
собственное поведение. Уровень мастерства, которого способна достичь учебная
группа, неотделим от уровня мастерства и поведения преподавателя. Для своих
учеников он должен быть примером не только на ринге, но и за его пределами.
Поведение учащихся будет прямым следствием взаимоотношений преподавателя с
группой, сложности определяемых для каждого уровня задач и регулярности
достижения поставленных целей. Если учащиеся почувствуют, что преподаватель сам
обладает знаниями и техниками, освоения которых от них требует, они станут
воспринимать его как образец для подражания и будут стремиться приблизиться к
уровню мастерства своего инструктора.
http://tkd.kulichki.net/metod/m2_5.htm