Сопротивление тела удару меняется в зависимости от того,
понимает человек, что его атакуют или нет. С этой точки зрения идеальная цель
для атаки - неподготовленный человек (если только удается застать его врасплох).
Боевое искусство в современном обществе не является
необходимостью, как производство или сельское хозяйство. Возможно, по этой
причине в него приходят люди энергетический потенциал которых либо выше, либо
ниже общераспространенного. Тогда все мотивы для тренировок, не вдаваясь в
словесную эквилибристику, можно подразделить на мотив по переизбытку и по
недостатку энергии.
Уровни ИСРБ по стихиям: Земля - рукопашный бой, вода -
стиль боевого искусства, огонь - боевое искусство, воздух - выход за рамки
боевого искусства в жизнь.
Два типа новичков способных к обучению. Первые ничем не
занимались: специальных навыков нет, и конкретного понимания чему и как они
хотят обучаться. Вторые с опытом тренировок: навыки имеются (подчас паразитные)
но знают, что им надо. Между ними находятся те, кого обучать невозможно: с
паразитными навыками и без желания чему-либо учиться.
Спорт: комплексное явление, рассчитан на людей до 25 лет с
неизрасходованным запасом энергии. Основа техники - сила и скорость, то есть
приемы делаются за счет мышечного потенциала. На техники основанные на четкости
движения (осознанность тела) и чувстве противника подчас не хватает времени и,
соответственно, энергии.
Сложно сказать что-то определенное про энергетические
удары: о них часто говорят, но никто не делает на практике. Однако свободная
энергия нужна для двух других не менее важных вещей: для восприятия нового
материала (расширение рамок технического арсенала), и для работы в залах после
25.
Чтобы людям хотелось приходить в залы они должны не только
отдавать (время, силы и деньги), но и получать (не только технику).
Солнечное сплетение - ЯН-ская энергия, живот - ИНЬ-ская.
Ци-гун раскачка ИНЬ-ской, половой энергии.
Связь тела и психики: прогиб назад - самость, наклон вперед
- умение учиться, на ногах - дисциплинированность, на равновесие -
уравновешенность, скручивание - концентрация.
Если триединство: психика - тело - техника реально
существует, то степень оригинальности техники напрямую зависит от психической
или физической оригинальности мастера. Парадоксальный, на первый взгляд, вывод:
наиболее нестандартные стили получаются у людей имеющих психические или
физические отклонения. Для нормального же человека остается одно - превзойти
предел собственной нормальности. Однако и в первом и во втором случае полноценно
передать такие техники ученикам будет практически невозможно.
По идее школы должны делиться на не боевые, спортивные и
боевые. То есть, соответственно не использующие бой в процессе обучения,
практикующиеся бой с ограничениями, и бой без ограничений. Крайности сходятся и
в наше время боевые и не боевые школы, как правило, не работают в реальном
поединке. Тогда остается признать, что самые "боевые" школы в наши дни это
спортивные.
Психологическая подготовка бойца: победа любой ценой,
мастера: путь важнее сиюминутного торжества.
Моделирование боя. Отдельно отрабатываются приемы для
дальней дистанции, средней, близкой (с захватом), в партере. Затем суммарная
связка как способ перехода между приемами разных дистанций.
На что смотрит человек приходящий в спортзал? Новичок на
инструктора и на то, что он делает. Более опытный человек на учеников
инструктора и на то, что они делают в спарринге. На следующем этапе интересуются
тем, что представляет собой инструктор как человек и под каким "соусом" он
подает свою систему.
Призывы к праведной жизни восточных мастеров имеют
достаточно банальную причину. Когда человек живет правильно, особенно в
восточном понимании, он спокоен. Для сомнений и угрызений совести место не
остается. Следовательно, он экономит жизненную энергию.
Наличие традиционных школ на востоке одной из основных
своих причин имеет то, что восточный менталитет имеет слабую способность к
импровизации. Для устойчивого прогресса необходимо опираться на традицию,
наработанную поколениями (кстати, постепенное увядание боевого искусства на
востоке может быть связано именно с крахом традиционного общества в наши дни).
Три основные идеи нашей школы: реальность боя,
интегральность техники и этапность обучения.
Люди, настаивающие на необходимости применения в схватке
грязных и подлых приемов, сами расписываются в том, что на равных они сражаться
с противником не в состоянии, то есть, в конечном счете, в собственной трусости
и страхе перед боем.
Объективно границу "подлых" приемов определить невозможно.
Слишком много определяется культурой и обычаями. Субъективно граница вполне
конкретна и проходит в нас самих.
Медитация - способ настройки ученика на тренировку. В наш
"интеллектуальный" век этой же цели лучше служит небольшая лекция перед
тренировкой.
Тренировка - комплексное воздействие. Ученика нужно на нее
настроить, загрузить его тело и психику, довести до максимального напряжения,
затем расслабить и выпустить с тренировки в более-менее нормальном состоянии.
Круг имеет два любопытных аспекта: внешний и внутренний.
Внешний аспект круга состоит в перенаправлении внешнего воздействия, внутренний
в концентрации энергии к центру. Перенаправление энергии часто использовалось в
технике бросковых стилей (дзю-до). Концентрацию энергии использовали внутренние
стили, такие как багуа, или тайцзи-цуань.
http://www.isrb.ru/articles/notebook_1.html