- Могут ли навыки, приобретенные на занятиях кендо,
пригодиться в реальной ситуации - уличной драке, например?
- А могут ли в ней пригодиться навыки, полученные при
толкании ядра или метании молота? Хотя можно, спортивный молот прихватив,
выскочить на улицу и свирепо вращать им над головой с криком: «Зашибу-у-у-у!»
Нет, конечно же, ходить по городу в доспехах, с бамбуковым мечом никто не
запретит, только вот...
Этот диалог, вычитанный на одном из интернет-форумов,
вспомнился, когда однажды на глаза мне попалось налепленное на стену
продуктового ларька объявление: «Приглашаем всех желающих заниматься
традиционным японским фехтованием КЕНДО!».
Интересно, подумалось тогда. Конечно, за пару последних
десятилетий пропаганда экзотических единоборств стала привычным для всех делом.
Но ведь кендо - это же не карате, куда идут, желая научиться красиво «морду
бить», кендо это... Кстати, а что, собственно, это такое - кендо? В памяти,
кроме «самурайских» костюмов и устрашающих масок, не всплывало почти ничего. А
узнать захотелось. Набрал я указанный в объявлении номер мобильника,
представился - из газеты, мол, журналист, договорился о встрече...
Занятия кендо проходят в одной из мурманских школ в Росте.
Три раза в неделю обыкновенный спортзал меняет свое название и превращается в
додзё.
- Додзё в переводе с японского - «место, где ищут Путь».
«Путь» - одно из основных понятий восточной философии, поиск его - не только
боевые искусства. Икебана тоже Путь, - говорит Дмитрий Беспятых, тренер секции.
- Один знаменитый мастер-сенсей любил повторять: «Красиво поставленные у входа в
додзё тапочки тоже кендо!»
Видя мое легкое недоумение по поводу тапочек, Дмитрий
пояснил, что кендо занимаются босиком.
В начале тренировки обязательная влажная уборка помещения,
с которой кендо-исты - молодые парни и единственная в секции девушка -
справляются за считаные минуты. Далее - разминка под японский счет: «Ичи - ни -
сан - чи - го - року - сичи - хачи!» и тренировка. Для русского человека
наблюдать ее в диковинку, все необычно - от костюмов, доспехов и особой плавной
походки кендоиста до резких, непривычных «цивилизованному» слуху выкриков,
которыми сопровождаются удары бамбуковых мечей. Перед поединками - непременная
медитация.
- Кендо - путь меча - имеет длинную и богатую историю, -
рассказал Дмитрий после тренировки. - Приблизительно с XII века в Японии
усилилось влияние военной аристократии, и искусство владения двуручным
самурайским мечом, катаной, приобрело особое значение - тогда возник культ
оружия и воина, в совершенстве владеющего техникой фехтования. Меч стал
символизировать душу его хозяина, а искусство ведения боя стало считаться даром
бога. В начале XVII века после продолжительного периода междоусобных войн в
стране наступил период спокойствия. И перед воинами-самураями встал вопрос - как
не утратить навыки владения мечом и передать свое мастерство ученикам? Тогда
начали открываться многочисленные школы фехтования. Постепенно с течением
времени в результате влияния основных философий Японии - синто, буддизма и
конфуцианства с воинским искусством - произошел качественный скачок, переход к
технике общего самосовершенствования. Стремление убить соперника сменило
стремление сберечь его. Партнер стал восприниматься не только как противник, но
и - в значительно большей степени - как человек, без которого невозможны ни
поединок, ни искусство, ни Путь В XVIII веке были введены бамбуковые мечи -
синаи и защитное снаряжение, предохраняющее бойцов от травм. С конца
позапрошлого столетия кендзюцу - так тогда именовалось фехтование в Японии -
вошло в курс подготовки токийской полиции, а с 1911 года было включено в
программы физического воспитания в средних школах.
В конце Второй мировой войны американские оккупационные
войска запретили кендзюцу как милитаристскую дисциплину, но в 1952 году
произошло новое рождение японского фехтования - уже под тем названием, которое
используется поныне - кендо.
Мурманские кендоисты впервые объединились в 1997 году.
Затем главный энтузиаст Андрей Селезнев уехал из города, и тренировки временно
прекратились, чтобы возобновиться в 2004 году уже под руководством Дмитрия.
Занятия кендо способствуют прежде всего гармонизации личности человека, его
физических и духовных возможностей. А начинать тренироваться можно в самом
раннем возрасте, с семи, например, лет. Важный штрих: интерес к японскому
фехтованию проявляют не только юноши, но и представительницы слабого пола, для
которых существуют и применяются специальные, облегченные синаи.
- Ныне в кендо приняты восемь степеней мастерства - данов,
-продолжает Дмитрий Беспятых. -Кроме того, программа начальной подготовки
включает в себя шесть кю, которые необходимо получить, перед тем как тебе будет
присвоен первый дан. Мы далеко не мастера, у меня лишь третий кю. Любим то, чем
занимаемся, поэтому стараемся не вариться в собственном соку - по возможности
ездим на семинары и соревнования в другие города, сотрудничаем с кендо-клубами
Санкт-Петербурга.
Признаюсь, во время беседы Дмитрий пригласил меня принять
участие в занятиях. Плата чисто символическая - всего-то двести рублей в месяц,
амуницию можно приобрести ощутимо дешевле, чем снаряжение для того же
горнолыжного спорта, польза несомненна - и физическая, и духовная. А главное -
этот вид спорта по-настоящему красив и интересен. Так что я, пожалуй, приму
приглашение!
http://www.b-port.com/info/smi/mv/?issue=3481&article=65207