Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


О Дзюдо подробно. Часть 3

Люди, сделавшие своим ремеслом войну, оттачивали мастерство прежде всего с целью найти ему наилучшее применение на поле брани. К тому же, если принять во внимание вопросы престижа и личного авторитета, то можно лишь догадываться, скольких лет неимоверно тяжелого труда стоило какому-нибудь уважаемому наставнику школы кэн-до его положение при дворе даймё или сёгуна. Ежедневно и ежечасно он должен был поддерживать свою репутацию в сражениях, поединках, конкурсах между школами. Разумеется, никакой вид бу-дзюцу немыслим без философской основы, предопределявший систему аутотренинга, и все же именно в бу-до акцент был сознательно перенесен с чисто внешних факторов развития и совершенствования на внутренние. Можно ли назвать бу-до (такие, как дзю-до, айкидо, каратэ-до), изобретение XX в., полностью модернизированным вариантом классических воинских искусств? Едва ли, ибо здесь напрашивается общеизвестный парадокс: "Новое есть только хорошо забытое старое".
В самом деле, ведь понятие До как Высшего принципа, Пути следования, Стези испокон веков присутствовало в дальневосточной религиозно-философской мысли и соотносилось со всеми видами китайских у-шу или японских бу-дзюцу. Обращение мастеров Нового времени к этому слову, отошедшему, казалось, в область буддийских проповедей, вполне закономерно и обусловлено множеством причин. Здесь следует упомянуть и мучительный поиск духовных ценностей в период политических и научно-технических сдвигов после революции Мэйдзи, и стремление противопоставить "возвышенную" восточную мораль "низменной" морали Запада в годы подъема воинствующего национализма, вылившегося в победоносные японо-китайскую и японо-русскую кампании. Вплоть до 1945 г. идеи паназиатского шовинизма пропитывали все слои японского общества.
Традиционализм был поднят на щит официозной идеологией, пропаганда "истинно японского духа" (Ямато-дамасий) с нарастающей силой велась во всех областях культуры. В частности, дзю-до было включено в программы школьного и университетского образования прежде всего в противовес "бездуховному" западному спорту, направленному лишь на развитие физических способностей человека. Пожалуй, сейчас вопрос о том, является ли дзю-до видом спорта, может вызвать лишь снисходительную улыбку читателя. Еще бы! Такие соревнования, такие схватки, такие имена...
Но в действительности бу-до, и в том числе дзю-до, никогда не предназначались для использования на спортивной площадке, для афиширования успехов. До-дзе, зал для буддийской медитации, для постижения Пути - вот единственное достойное место для практики бу-до, ибо, как говорил Лао-цзы, "явленный Путь уже не есть Путь". Бу-до мыслились их создателям как грани единого Пути самосовершенствования, способного привести к гармонии общества через посредство индивидуальных усилий каждого. Дзю-до и каратэ-до как современные всемирные виды спорта, несмотря на блестящие достижения отдельных спортсменов и команд, очень далеко ушли от изначальных теоретических посылок, о которых большинство участников соревнований не имеют ни малейшего представления.
Книги доктора Кано, Уэсиба и Фунакоси, содержащие философские откровения, покоятся в пыли библиотек, в то время как их технические пособия идут нарасхват миллионными тиражами во всех странах мира. Внешние атрибуты системы подменили и почти полностью вытеснили саму систему, ее внутреннее содержание - подобные факты нередко имели место в истории цивилизации. Разработанные основоположниками виды бу-до, взятые за образец в спортивных вариантах, отличались от традиционных бу-дзюцу большей условностью.
Наглядной иллюстрацией подобной условности служит так называемое бесконтактное каратэ, о котором понятия не имели на востоке вплоть до нашего столетия. Дзю-до, в отличие от старых школ дзю-дзюцу, также характеризует гуманное отношение к противнику, который превращается из врага в партнера, необходимого для обоюдного постижения истины. Различия между бу-дзюцу и бу-до сказываются в личных отношениях между учителем и учениками. Если прием в старые школы всегда осуществлялся по рекомендации, а присвоение поясов и званий целиком зависело от наставника, то в новой системе господствовал объективистский подход в присвоении разрядов и степеней. И все же при столь явных различиях между дзюцу и до нельзя не отметить, что сходства между ними гораздо больше. Сам Кано убедительно поясняет: "Дзю-дзюцу я трактую как искусство или практику наиболее эффективного использования духовной и физической энергии, а дзю-до - как Путь и принцип этого использования".
Как и все мастера воинских искусств за последние несколько веков, Кано не был пионером, первооткрывателем, но лишь талантливым учеником и продолжателем, сумевшим свести воедино и с блеском использовать наследие древних мастеров. Кстати, даже сам термин дзю-до не был его изобретением. В эпоху Токугава термином дзю-до выявляла специфику своего искусства одна из многочисленных школ дзю-дзюцу Дзикисин-рю, о чем Кано было хорошо известно.
С единственной целью подчеркнуть отличие своей школы от предшественников он и ввел применительно к новому дзю-до название Кодо-кан - Клуб постижения Пути. Как мы уже знаем, в молодости Кано изучал дзю-дзюцу у мастеров Тэнсин синъё-рю (школы Истинной сути души Неба) и Кито-рю (школы Подъема и ниспровержения). Последняя, видимо, сыграла решающую роль в оформлении теоретической базы дзю-до. Учение Кито-рю, по преданию, зиждется на двух секретных трактатах, переданных в XVII в. дзэнским патриархом Такуаном основоположникам школы. Труды эти были невелики по объему, но содержали важнейшие принципы кэмпо, связанные с дзэнской практикой медитации и всестороннего аутотренинга. Итак, согласно теории Такуана, истинная мудрость заключается в непоколебимой твердости духа и концентрации воли на развитии интуитивного, сверхчувственного восприятия действий противника.
Залогом победы, полагал Такуан, служит высшая свобода движений, а необходимым условием такой свободы - "пустота", неангажированность духа: "Вам могут сказать: "Если дух-разум прикован к чему-либо вне собственного тела, он будет парализован тем объектом, что и приведет к гибели бойца. Лучше всего сосредоточить дух-разум в нижней части живота и свободно передвигаться, реагируя на движения противника". Прекрасно, но с точки зрения высшей буддийской дхармы сосредоточение на нижней части живота слишком примитивно и несовершенно - подобные действия под стать лишь неофиту в Дзэн... Если стремиться к сосредоточению на данной точке, дух-разум будет стеснен одной мыслью о том, что его следует концентрировать, и таким образом лишится всякой свободы и спонтанности. Меня могут спросить: "В таком случае где же, на какой части тела следует сосредоточивать дух-разум?" Отвечаю.
Если все наше внимание сосредоточено на правой руке, оно будет полностью поглощено правой рукой, а движения прочих частей тела от того станут несовершенны. То же произойдет, если внимание будет сосредоточено на глазах или на ногах. Куда же должен быть устремлен дух-разум? Если дух-разум не закреплен ни на чем в отдельности, он будет свобод-но перемещаться в теле. Тогда и руки будут действо-вать наилучшим образом, с наибольшей отдачей... Короче говоря, существенно ни на чем не фикси-ровать внимание, не закреплять свой дух-разум. Не, будучи закреплен, он присутствует всюду".
В основе доктрины Такуана лежит мысль о пре-дельном самообладании, доведенном до степени са-моотрешения. Учение о непоколебимом спокойствии духа патриарх развил в трактате, название которого можно истолковать как "Покой в действии" либо как "Действие в покос" ("Сэйко"). Неангажированность, свобода духа, по утверждению Такуана, подобна от-полированной поверхности зеркала, безошибочно от-ражающей любое поползновение противника. Подоб-ное состояние духа-разума и называется сэйко. В свою очередь, Такуан позаимствовал сравнение с зеркалом из жития великого Хуэй-нэна (637-713). Образ духа, незамутненного, как зеркало или как гладь озера, часто упоминался в дзэнских писаниях и был, конечно, хорошо знаком наставникам воинских искусств. Однако идеалом психической подготовки бойца, по Такуану, вовсе не является полное отсут-ствие ментальных процессов. Наоборот, требуется на-пряжение всех мыслительных способностей человека в решительный момент на уровне неосознанного, но безошибочно правильного действия: "Если дух-разум не сосредоточен, это называется Дух без мысли, если же дух-разум сосредоточен, это называется Дух с мыслью.
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)