Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


ДЗЮ-ДЗЮЦУ

Освобождение от доспехов открыло возможности для обогащения систем ближнего боя многочисленными приемами, применимыми только в бою с противником, не защищенным доспехами. И во второй половине XVI – начале XVII вв. был сделан огромный шаг вперед в области рукопашного боя без оружия и с использованием малых видов оружия и подручных средств. Началось формирование нового направления искусства ближнего боя, которое в настоящее время принято называть «дзюдзюцу».
«Дзюдзюцу» буквально означает «искусство мягкости». Это название полно глубокого смысла. Идея дзюдзюцу – одолевать противника не силой, а мягкостью, податливостью. Мастер никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы его было легче победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, и противник, не встретив препятствия, повинуясь закону инерции, теряет равновесие и падает. Пропустить силу противника мимо себя или перенаправить ее и, когда она истощится, добавить свое усилие для того, чтобы повергнуть противника, – в этом суть дзюдзюцу.
Сама идея одоления силы мягкостью и уступчивостью была не нова. Мы находим ее еще за несколько столетий до нашей эры в знаменитом памятнике даосской мысли «Даодэцзин». Она пользовалась большой популярностью в среде китайских мастеров ушу, но именно японские мастера ближнего боя уделили ей столь большое внимание, что ввели слово «мягкость» в само название своего искусства.
Старейшей школой дзюдзюцу, по признанию большинства современных историков, явилась Такэноути-рю. Она родилась в 1532 г., в смутную эпоху Страны в состоянии войны, когда по всей Японии полыхали междоусобные войны. Ее основателем стал Такэноути Хисамори. Это был человек маленького роста и, по самурайским меркам, слабак, зато духом он обладал несгибаемым и постоянно стремился научиться одолевать более сильных противников. Чтобы снискать расположение богов, Хисамори для аскезы удалился в горную глушь и в течение 37 дней голодал и занимался воинскими приемами. На 37-й день ему во время медитации явился горный отшельник ямабуси, который научил его секретным приемам боя.
Первоначально Такэноути-рю включала 2 раздела: когусоку коси-но мавари («малое оружие, окружающее пояс») в составе 25 приемов и торидэ («захваты руками») из 5 приемов. Эти 30 приемов представляют собой типичную технику когусоку, но в них уже проглядывает грубый прообраз более позднего дзюдзюцу.
Приемы первого раздела Такэноути-рю явно восходят к технике кумиути. В их основе – внезапные атаки ножом, направленные на убийство противника, довольно сильно напоминающие приемы современного иайдо – искусства мгновенного выхватывания меча из ножен для защиты или нападения. В принципе, приемы когусоку коси-но мавари можно классифицировать как технику боя коротким мечом или ножом, но здесь встречаются и отдельные элементы, унаследованные дзюдзюцу: приемы защиты от попытки противника выхватить у бойца меч из ножен или воспрепятствовать ему выхватить свой меч, броски захватом ноги, удержания с использованием рычага локтя или выкручиванием руки и некоторые другие.
Раздел торидэ составляют приемы захвата противника живьем в плен, они гораздо ближе к позднейшему дзюдзюцу. В частности, в Такэноути-рю используются «удушение воздействием на место соединения правого и левого крыльев» (т.е. на шейные позвонки, т.н. «двойной нельсон») и удержание с использованием рычага локтя.
Интересно, что даже в самых ранних по времени возникновения разделах Такэноути-рю широко используются весьма изощренные удары в уязвимые точки человеческого тела.
Эти 30 приемов ранней Такэноути-рю оказали большое влияние на все последующее дзюдзюцу. На это указывает тот факт, что целый ряд терминов этой школы прочно вошел в профессиональный жаргон мастеров борьбы, и мы встречаем их в самых разных школах в разных уголках Японии.
Однако в ранней Такэноути-рю еще не было столь характерных для более поздних школ дзюдзюцу бросков через бедро, спину, изощренных удушений или болевых приемов на кисть. Все эти приемы появились в ней несколько позже, благодаря усилиям второго и третьего верховных мастеров - Такэноути Хисакацу и Такэноути Хисаёси, добавивших в арсенал школы большое количество приемов китайского ушу, которые они изучали у китайцев в Нагасаки. Их нововведения придали Такэноути-рю вид типичной школы дзюдзюцу, в каком она сохраняется и в наши дни усилиями семьи Такэноути.
Такэноути-рю дала начало множеству ответвлений: Араки-рю, Сосуйси-рю, Хоки-рю, Рикисин-рю, Такаги-рю, Сисин-рю, Такэноути санто-рю и др., оказала значительное влияние на школы других ветвей дзюдзюцу.
Дзюдзюцу в начале эпохи Эдо
Мощные броски и изощренные болевые приемы, которые считаются визитной карточкой японского дзюдзюцу, впервые появились лет через сто, после основания Такэноути-рю. Во всяком случае, самый ранний текст, в котором мы обнаруживаем их в большом количестве, - это иллюстрированное наставление 1632 г. школы Сэкигути-рю. В этой же школе для обозначения техники ближнего боя впервые использовано слово «явара» (в другом прочтении «дзю» из «дзюдзюцу») - «мягкость», что свидетельствует об усвоении ее мастерами идеи мягкости и податливости - основы теории дзюдзюцу.
Сэкигути-рю была основана Сэкигути Ярокуэмоном Удзимунэ по прозвищу Дзюсин – Мягкое сердце (Сознание мягкости, Сущность мягкости). Существует несколько версий, откуда Сэкигути Дзюсин почерпнул свои знания. В «Разъяснении искусства явара», памятнике школы Ёсин-рю, говорится, что Сэкигути-рю вышла из Ёсин-рю. Однако общего между этими двумя школами столь мало, что согласиться с этим утверждением едва ли возможно. Скорее, Сэкигути-рю могла отпочковаться от Такэноути-рю. Очень многое указывает на это: многие ее приемы имеют прообразы в в старейшей школе дзюдзюцу, используются против тех же стандартных атак и т.п. Даже в названиях технических действий просматривается преемственность Сэкигути-рю по отношению к Такэноути-рю. Однако арсенал Сэкигути-рю гораздо богаче и значительно отличается от арсенала Такэноути-рю по своему характеру - в этой школе в большинстве случаев ставится цель не убить противника и не причинить ему увечья, а пленить живым и невредимым. Для этого используются различные броски через бедро, плечо, «мельница», броски с падением, болевые приемы на кисть, локоть, плечевой сустав. В Сэкигути-рю имеются даже приемы, рассчитанные на использование против приемов Такэноути-рю.
По имеющимся данным, Сэкигути Дзюсин родился в 1598 г. в весьма знатной семье. Сначала он изучал искусство выхватывания меча из ножен у великого мастера Хаясидзаки Сигэнобу, овладевал приемами боя мечом и копьем, позже учился кумиути у Миура Ёдзиэмон, ученика наставника Фукуно Ситироэмон и китайца Чэнь Юаньбин, о которых речь еще впереди. Не удовлетворившись знаниями, полученными от Миура, около 1630 г. Сэкигути в поисках мастера китайского кэмпо отправился в Нагасаки, где жило много китайцев. Как сообщается в «Рассказах о дзюдзюцу провинции Кии», «добравшись до Нагасаки… он изучал кэмпо; там был старик, который использовал технику, называвшуюся «торидэ» – «хватающие руки», Сэкигути учился у него и изучил эту технику». После возвращения на родину мастер основал школу «Сэкигути-рю». В 1639 г. он поступил на службу в клан Кисю Токугава, после чего Сэкигути-рю прочно обосновалась в провинции Кии, откуда распространилась по всей Японии.
Согласно преданию, именно Сэкигути Дзюсин разработал технику самостраховки. Рассказывают, что однажды он гулял по саду своего дома и вдруг увидел, как кошка, прикорнувшая на крыше соседнего дома, сорвалась и полетела наземь. «Конец кошке!» - подумал Сэкигути, но кошка, ловко перевернувшись в воздухе, преспокойно приземлилась на все четыре лапы и побежала прочь. Мастер дзюдзюцу был просто поражен ее проворством. После этого он сам взобрался на крышу и попробовал с нее скатиться. Чтобы не разбиться, он навалил под домом соломы, а сверху накрыл ее камышовыми матами. Снова и снова взбирался Сэкигути на крышу, снова и снова скатывался с нее и, в конце концов, научился падать с любой крыши без вреда для своего здоровья.
Арсенал Сэкигути-рю включает в себя почти все основные варианты бросков и болевых приемов. В наставлении 1632 г. представлены даже приемы освобождения от одновременных захватов сразу трех и даже четырех противников (в большинстве других школ дело ограничивается только двумя противниками). В то же время в школе мастера Сэкигути не была еще в достаточной степени разработана техника удушающих приемов и удары в уязвимые точки.
Умер Сэкигути Дзюсин в 1670 г. в возрасте 74 лет. Все три его сына стали прекрасными мастерами дзюдзюцу. Учеником старшего, Удзинари, был знаменитый мастер Сибукава Бангоро, основатель школы Сибукава-рю. Из Сэкигути-рю вышли также такие школы дзюдзюцу как Тэмпа-рю, Синсин-рю, Дзюсинсин-рю, Синсин син-рю, Ито-рю, Кюсин-рю, Гёкусин-рю, Намбан-рю и др.
Недостатки Сэкигути-рю – недостаточная разработанность техники удушений и ударов - были восполнены в знаменитой школе Ёсин-рю, самыми сильными сторонами которой как раз и являются удушающие приемы, удары в уязвимые точки, приемы усыпления и реанимации нажимами в уязвимые точки.
Предание называет основателем Ёсин-рю врача из Нагасаки Акияма Сиробэй. По легенде, он отправился в Китай, чтобы углубить свои познания в медицине, где пробыл несколько лет. Там он, по одним сведениям, изучал приемы «безоружных ударов» у китайского мастера по имени Бо Чжуань, по другим, учился болевым приемам и методам реанимации у некоего У Гуаня. Вернувшись на родину, Акияма основал частную школу боевого искусства и начал преподавание техники борьбы. Однако монотонность тренировок, связанная с чрезвычайно скудным арсеналом приемов, привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от него. Через четыре года после открытия школы врач закрыл ее и удалился в знаменитый синтоистский храм Дадзайфу Тэмман-гу для молений. И там, при виде тяжелых комьев снега, соскальзывающих с упругих ветвей ивы, пережил озарение и открыл основополагающий принцип своей системы: противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Это позволило мастеру значительно расширить арсенал своей системы и привлечь многих учеников, которые после смерти учителя присвоили его школе название «Ёсин-рю».
Критически оценивая предание Ёсин-рю, историки напоминает, что в период, когда Акияма, якобы, совершил путешествие в Китай, сёгунское правительство уже запретило всякие сношения с заграницей. Поэтому, вполне возможно, что врач ни в какой Китай не ездил, а свои знания почерпнул у китайцев в Нагасаки.
Большую роль, а, возможно, даже главную в становлении Ёсин-рю сыграл второй ее патриарх Оэ Сэмбэй, с именем которого, как полагают, связана разработка техники поражения уязвимых точек.
В Ёсин-рю широко используются удушающие приемы, главным образом, с использованием одежды противника. В них самым эффективным образом используются все особенности традиционного японского костюма. Удушающие приемы разработаны в мельчайших деталях и весьма совершенны. Часть из них позднее практически без изменений вошла в арсенал дзюдо.
В школе Акияма были доведены до совершенства и приемы поражения уязвимых точек ударами и нажимами. Зачатки знаний уязвимых точек и способов их поражения основатели Ёсин-рю позаимствовали у китайцев, но, по мнению японских историков, затем провели глубокие исследования предмета и значительно продвинулись вперед по сравнению со своими бывшими учителями. Они тщательно изучили и описали локализацию уязвимых точек, классифицировали их, присвоили им японские названия и описали эффект воздействия на них. Все эти сведения были обобщены и зафиксированы в книге «Наставление относительно «Объяснения строения тела»», которая стала главным секретом Ёсин-рю. Как полагают некоторые исследователи, теория искусства поражения уязвимых точек, зафиксированные в ней, - это вершина разработки данной темы в дзюдзюцу.
Обладать знаниями в этой специфической области боевого искусства мечтали многие бойцы. Дошедшие до наших дней наставления различных школ дзюдзюцу сохранили следы их экспериментов и изысканий. Неудивительно, что многие хотели проникнуть в сокровенные секреты Ёсин-рю и вступали в нее, но мастера свято хранили свои тайны. В тексте родственной Ёсин-рю школы Хаяси-рю сообщается, что ни один из целой тысячи ее учеников не был удостоен посвящения в секреты «истинной традиции убийства и оживления». В результате применения такого экстремального режима секретности позднейшие тексты по дзюдзюцу, созданные в мирное время, когда не было никакой возможности опробовать приемы на практике, пестрят многочисленными ошибками. Предполагают даже, что некоторые наставники специально обманывали своих недостойных учеников, подсовывая им липовые сведения. И все же лучшие из лучших удостаивались благосклонности учителей, и секретное учение Ёсин-рю продолжало жить. Сначала оно было перенято мастерами дочерней школы Син-но синдо-рю, от них попало в руки Исо Матаэмон, основателя школы Тэндзин синъё-рю, а из Тэндзин синъё-рю пришло в дзюдо Кодокан. Наконец, разработки специалистов Кодокана послужили основой для соответствующих разделов многих современных направлений японских боевых искусств.
Из школ, вышедших из Ёсин-рю, наиболее известна школа Син синдо-рю. В конце эпохи Эдо Исо Матаэмон, соединив Ёсин-рю и Син синдо-рю, разработал известнейшую школу Тэндзин синъё-рю. Из других школ этой ветви следует назвать Исэй дзитоку тэнсин-рю, Симмё саккацу-рю, Курама ёсин-рю, Синто ёсин-рю, Сайхо-ин Буан-рю и др.
Приблизительно в одно время с Сэкигути-рю и Ёсин-рю возникла и Кито-рю - влиятельная школа, которая вобрала в себя и усовершенствовала приемы борьбы в доспехах, которые широко применялись на полях сражений японскими воинами в XI-XVI вв.
Основателем этой школы считается уроженец провинции Сэтцу Фукуно Ситироэмон Масакацу. Сначала Фукуно изучал фехтование мечом школы, а позднее овладел техникой явара школы Тэйсин-рю под руководством наставника Тэрада Хэйдзаэмон Садаясу. По обеим школам Фукуно получил высшие мастерские лицензии. На основе полученных знаний Фукуно совместно со своим другом Ибараки Сэнсай разработал новую школу бугэй - Кито-рю (название «Кито» - «Поднимания и сбрасывания» Фукуно присоветовал знаменитый дзэнский наставник Такуан Сохо).
В мае 1626 г. Фукуно познакомился с китайским мастером боевого искусства Чэнь Юаньбин и стал его учеником. Чэнь в течение 13 месяцев изучал ушу в знаменитом монастыре Шаолинь. В 1621 г. он приехал в Японию переводчиком при китайском посольстве, встретил очень радушный прием и навсегда остался в Стране Восходящего Солнца. В 1625 г. Чэнь поселился в монастыре Кокусё-дзи в Эдо, где его и отыскал Фукуно Ситироэмон и два его ученика - Исогай Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон. Чэнь Юаньбин познакомил мастера Фукуно с шаолиньским ушу, а также с тонкостями учений великих даосов Лао-цзы и Чжуан-цзы, большим знатоком которых он был. Это позволило основателю Кито-рю обогатить свою школу и углубиться в понимании основополагающих принципов боевого искусства.
В период своего расцвета Кито-рю была школой комплексного боевого искусства, которая включала не только технику явара (дзюдзюцу), но и приемы боя мечом, палкой, боевым серпом и др. Однако позднее патриарх Тэрада Канъэмон Мицухидэ отбросил ряд разделов и сохранил только ядро этой школы – технику кумиути.
Поскольку Кито-рю родилась в мирное время, когда ношение доспехов уже ушло в прошлое, ее основатель и его последователи были вынуждены несколько адаптировать свои приемы к потребностям боя без доспехов, но все же сохранили ее неповторимый колорит. Так, в отличие от большинства других школ дзюдзюцу, основное место в арсенале Кито-рю занимают разнообразные броски с падением с обхватом туловища противника.
На основе типичных приемов борьбы в доспехах с использованием низкой стойки мастера Кито-рю разработали замечательные парные ката, предназначенные для тренировки тандэна – основного средоточия жизненной энергии ки – и постижения поединка на уровне взаимодействия энергий двух противников, которые считаются одной из вершин дзюдзюцу.
Дзюдзюцу в середине эпохи Эдо
В середине эпохи Эдо на основе первых школ – Такэноути-рю и Сэкигути-рю, Ёсин-рю и Кито-рю – возникли многочисленные дочерние школы. Как правило, в них лишь разрабатывались варианты различных приемов ведущих школ, оригинальных находок было немного. Одни наставники стремились облегчить обучение и упрощали технику, другие - повысить ее прикладную ценность, заимствуя приемы из когусоку и торидэ – теперь так назывались полицейские системы ближнего боя с применением различных малых и специальных видов оружия для захвата преступника. Ряд направлений дзюдзюцу отпочковались от школ фехтования, в которых существовали приемы обезоруживания противника, вооруженного мечом.
Оценивая дзюдзюцу этого периода, историки приходят к выводу, что к этому времени оно уже прошло пик своего развития и распространялось в основном количественно, но не качественно. И все же и в это время рождались мастера и школы, которые привносили немало нового и ценного.
Одной из самых оригинальных школ этого периода была Нагао-рю, возникшая в провинции Кага. Ее основателем считается доблестный воин Нагао Кэммоцу, прославившийся еще в эпоху Сэнгоку - Страны в состоянии войны (1467-1568), но реально эта школа, по мнению специалистов, сложилась не ранее середины эпохи Эдо.
Арсенал Нагао-рю весьма велик – свыше 200 приемов! Немногие школы дзюдзюцу могут похвастать таким богатством. Техника во многом уникальна. В ней сравнительно незначительное место занимают броски с взваливанием противника на себя, восходящие к древнему сумо, или удушающие приемы. Главное место отведено приемам использования рукоятей и ножен большого и малого мечей, с которыми самураи расставались крайне редко. Они предназначены для защиты при попытке противника выхватить меч бойца из ножен или вытащить его вместе с ножнами из-за пояса.
Их дополняет разработанная техника болевых приемов и другие приемы, характерные для всех стилей дзюдзюцу, разрабатывавших технику ближнего боя без доспехов. И все же эту школу можно охарактеризовать, прежде всего, как чрезвычайно развитую форму когусоку, продолжающую линию Такэноути-рю.
Название другой важной школы этого периода – «Ёсин-ко-рю» – означает «Древняя школа Ёсин».
По утверждениям ее последователей, эта Ёсин-рю появилась почти на сто лет ранее знаменитой школы Акаяма, еще в период войн эпохи Сэнгоку. Но историки полагают, что Ёсин-ко-рю отпочковалась от Ёсин-рю и довольно поздно – в XVIII в. Специфика этой школы состояла в том, что в ней упор в обучении делался не на формальные упражнения с расписанными ролями партнеров ката, а на рандори – вольные учебные схватки по определенным правилам, запрещавшим наиболее опасные приемы. Конечно, зачатки рандори существовали в большинстве школ дзюдзюцу. Например, многие рю использовали в своей практике схватки по несколько модифицированным правилам «любительского» сумо. Однако именно Ёсин-ко-рю вывела этот тренировочный метод на действительно высокий уровень развития. Позднее, в конце эпохи Эдо, не без влияния этой школы методика рандори получила самое широкое распространение. Стали даже проводиться соревнования между мастерами различных школ по компромиссным правилам, которые, по-видимому, оговаривались в каждом конкретном случае. Весьма успешно в таких соревнованиях выступали представители уже известной нам Кито-рю, а также Тэндзин синъё-рю, о которой разговор впереди.
Одной из самых оригинальных школ дзюдзюцу является Ягю синган-рю, выделяющаяся своей специфической и изощренной техникой ударов в уязвимые точки.
Основателем Ягю синган-рю стал выходец из далекой северной провинции Сэндай по имени Такэнага Хаято, который в самом начале эпохи Эдо обучался фехтованию мечом у прославленного мастера Ягю Тадзима-но ками.
В память о своем ученичестве у него он включил в название своей школы слово «Ягю», хотя технически Ягю синган-рю не имеет почти ничего общего с Ягю синкагэ-рю.
Техника Ягю синган-рю совершенно уникальна и имеет очень мало параллелей в других школах. Самая оригинальная часть ее арсенала – комплекс из 28 так называемых субури – крайне необычных комбинаций размашистых круговых ударов руками, которые отрабатываются без партнера (что вообще не характерно для дзюдзюцу). В этих комбинациях содержатся действия, не имеющие аналогов ни в одной школе дзюдзюцу, но иногда отдаленно напоминающие удары китайского ушу: «черпающий удар» в пах, «удар ладонью через свою ладонь» и др. В основе этих экзотических приемов – глубокое знание локализации уязвимых точек и способов разрушительного воздействия на них.
Дзюдзюцу в конце эпохи Эдо
От конца эпохи Эдо до наших дней дошло огромное количество текстов, посвященных воинским искусствам. Особенно много их появилось в первой половине XIX в. Историки связывают это с политикой сёгунского правительства, которое на рубеже XVIII и XIX вв. принимало активные меры к поощрению занятий воинскими искусствами. Правда, эта политика способствовала не столько углублению познаний мастеров или исследованию тех или иных областей, сколько увеличению числа занимающихся, удачных нововведений было сделано не столь много. Популяризации дзюдзюцу в немалой степени способствовало и широкое распространение рандори и соревнований.
Одной из самых влиятельных и интересных школ, возникших в этот период, стала школа Тэндзин синъё-рю. Ее основателем был Исо Матаэмон Масатари (1804-1863). Исо с детства увлекся воинскими искусствами. В 15 лет в Эдо он поступил в ученики к Хитоцуянаги Орибэ Ёсимити, великому мастеру школы Ёсин-рю. Под его присмотром Исо прозанимался около 6 лет, вплоть до смерти наставника, а затем стал учеником мастера школы Син-но синдо-рю Хомма Дзёэмон Масато. Прозанимавшись у него также 6 лет и овладев всей техникой Син-но синдо-рю, Исо Матаэмон с целью усовершенствования своего мастерства отправился в странствия, во время которых состязался с представителями различных школ дзюдзюцу.
Два или три года он прожил в местечке Кусацу в провинции Оми, где преподавал дзюдзюцу тамошним самураям. В это время с ним произошел знаменитый случай: вступившись за одного человека, мастер Исо был вынужден схватиться с целой бандой разбойников, которая насчитывала чуть ли не сотню человек. В этой битве Масатари уложил голыми руками около сорока противников, причем в процессе схватке достиг озарения, когда ему открылась эффективность ударов в уязвимые точки человеческого тела – именно эти приемы позволили ему выжить и стали позднее визитной карточкой Тэндзин синъё-рю. Рассказывают также, что во время своих странствий Исо затворился для молений в храме Китано Тэммангу в Киото, где и разработал собственную школу дзюдзюцу на основе Ёсин-рю и Син-но синдо-рю. Вернувшись в Эдо в 1834 г., Масатари открыл зал и стал обучать всех желающих.
Обучение в Тэндзин синъё-рю, как и в других школах дзюдзюцу, разделено на несколько этапов. Сначала ученики осваивают 12 приемов освобождения от захватов. На второй ступени изучаются 10 приемов в положении сидя на коленях и 10 приемов в стойке. Следующая ступень представлена 28-ю приемами школы Син-но синдо-рю. Затем осваиваются еще 20 приемов, разработанных Исо Матаэмоном. Завершает обучение «Высшая ступень предельного сознания», на которой изучаются еще 20 приемов. Эти 100 приемов составляют канон Тэндзин синъё-рю. Помимо них специально для соревнований ученики осваивали около 30 бросков и 21 контрприем.
Тэндзин синъё-рю стала не просто компиляцией приемов нескольких школ дзюдзюцу. Ее основатель развил и довел до совершенства учение старинной Ёсин-рю о тандэн - главном средоточии жизненной энергии ки. В Тэндзин синъё-рю приемы были построены таким образом, чтобы их исполнение само по себе служило средством тренировки тандэн.
Оригинальным нововведением основателя Тэндзин синъё-рю стало ката «Разбарсывание в разные стороны», которое составляет стержень обучения. В этом комплексе комбинации приемов выполняются плавно, в едином потоке, на едином долгом дыхании без фиксации конечных положений отдельных приемов. Такое исполнение техники призвано способствовать плавному и беспрерывному потоку жизненной энергии и научить бойца избегать его остановки, которая считается опаснейшей ошибкой, поскольку в этом случае борец утрачивает способность быстро реагировать на действия противника. В этом отношении Тэндзин синъё-рю чрезвычайно близка современному айкидо, и не только в теории, но и на практике. Так, в арсенале этой школы дзюдзюцу имеются свои варианты почти всех ключевых приемов айкидо.
Несколько позже Тэндзин синъё-рю возникла еще одна влиятельная школа - Кираку-рю. По традиции ее основателем считается Тода Этиго-но ками, блиставший на полях сражений эпохи Сэнгоку. Но уже в XIX в. мастер бугэй из деревни Оно провинции Кодзукэ по имени Иидзука Гарюсай добавил в ее арсенал множество приемов из других школ дзюдзюцу и усовершенствовал многие технические действия. Поэтому историки именно Иидзука называют создателем Кираку-рю.
Школа Иидзука быстро завоевала популярность и распространилась не только в провинции Кодзукэ, но и в Эдо, в провинции Титибу и в других местах. Этому способствовало богатство ее арсенала: Кираку-рю включает в себя варианты подавляющего большинства основных приемов дзюдзюцу всех его разделов: бросков, удушающих и болевых приемов, ударов в уязвимые точки. Самой сильной стороной Кираку-рю специалисты считают разработанную в деталях технику болевых приемов на кисть и локтевой сустав и броски «встречным входом», что роднит эту школу с современным айкидо. Тщательно разработаны в Кираку-рю и контрприемы от различных бросков, болевых и удушающих приемов.
ТЕХНИКА ДРЕВНЕГО ДЗЮДЗЮЦУ
Дзюдзюцу разделялось на множество школ, возникавших и развивавшихся в разных условиях, имевших разные корни, исповедовавших разные тактические модели, и дать описание его техники в целом – задача чрезвычайно сложная. Она еще больше осложняется тем, что многие приемы дзюдзюцу представляют комбинированные действия, сочетающие в себе болевой прием, удушение или удар с броском и соответственно могут быть помещены в разные категории техники. Тем не менее, мы постараемся выделить основные разделы дзюдзюцу, чтобы читатель мог оценить все богатство технического арсенала этого искусства.
Во-первых, все приемы дзюдзюцу могут быть классифицированы по положению противников. Различают тати-вадза - приемы, проводимые в стойке, стоящим борцом против стоящего; сувари-вадза – приемы, проводимые в положении сидя (на коленях или со скрещенными ногами, «по-турецки»), сидящим борцом против сидящего; хандза хантати-вадза - приемы, проводимые сидящим борцом против стоящего противника; и, наконец, нэ-вадза – приемы борьбы лежа.
Во-вторых, приемы могут быть классифицированы по характеру воздействия на противника. Основное место в арсенале дзюдзюцу занимают броски - нагэ-вадза. Различают ои-вадза – броски с «взваливанием» противника на себя (через бедро, спину, плечи, подхватом); аси-вадза – броски с помощью ног (имеются ввиду приемы выполняемые, прежде всего, за счет действий ногой - отхваты, подсечки, зацепы, обвивы); тэ-вадза - броски с помощью рук; сутэми-вадза – броски с падением бросающего, здесь выделяют броски с падением на спину и броски с падением на бок.
Следующим важнейшим разделом дзюдзюцу являются болевые приемы – гяку-вадза (кансэцу-вадза): броски с помощью болевого воздействия, приемы подчинения противника болевым воздействием для перевода на удержание, конвоирования и т.д. и приемы удержания.
Далее все приемы раздела гяку-вадза могут классифицироваться: по суставам, на которые направлено болевое воздействие (кисть, локоть, плечо, шейные позвонки, позвоночник, колено, лодыжка, пальцы рук и ног и др.); по характеру воздействия на сустав, мышцу или сухожилие (рычаг, выкручивание, скручивание, ущемление).
Следующий раздел техники – симэ-вадза – приемы удушения. Удушения могут проводиться с использованием рук или ног, с захватом одежды противника или без ее захвата. По своему характеру удушения делятся на удушения воздействием на дыхательные пути и удушения с перекрытием доступа крови к мозгу.
Долгое время секретным разделом дзюдзюцу считалась техника атэми-вадза – поражения уязвимых точек человеческого тела ударами. Различаются, прежде всего, удары руками и ногами, очень редко встречаются удары головой. Несколько особняком стоят такие разделы как саппо – методы убийства ударами и нажимами в уязвимые точки, включая так называемую «технику отсроченной смерти»; кэйраку-гихо – «сопровождающая техника» - нажимы на уязвимые точки, используемые для облегчения проведения броска или болевого приема; каппо – методы реанимации воздействием на точки.
Неотъемлемой частью любой школы дзюдзюцу являются также боевые изготовки, приемы маневрирования за счет перемещений и скручиваний туловища, техника взятия захвата, приемы самостраховки (укэми).
О страховках нужно сказать особо. Укэми имеют давнюю историю и прошли длинный путь развития. Вероятно, основы техники страховки при падении были заложены уже в период расцвета искусства кумиути. Однако создание техники укэми обычно приписывают Сэкигути Дзюсин, основателю Сэкигути-рю. Правда, те страховки, которые, якобы, придумал он, совсем непохожи на принятые в современном дзюдо или айкидо, так как при их исполнении борец не падает спиной наземь, а делает сальто или фляк и приземляется на ноги. Именно такие страховки характерны для древнейших школ дзюдзюцу, родившихся в то время, когда тренировочных залов не было, и борцам приходилось падать на любое покрытие. Такие страховки были чрезвычайно сложны в исполнении, и, чтобы избежать лишних травм, на тренировках броски очень часто не доводили до конца. Например, при исполнении броска через бедро противника по всем правилам выводили из равновесия, наваливали на поясницу, а затем, вместо сбрасывания наземь, ставили на место. Такой метод тренировки называется утикоми, он сохранился до сего дня в дзюдо.
ДЗЮДЗЮЦУ ПОСЛЕ ПЕРИОДА МЭЙДЗИ
Во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., в период буржуазных преобразований и вестернизации Японии школы дзюдзюцу, как и воинские искусства в целом, оказались в тяжелейшем положении. Японские лидеры, ориентировавшиеся на западные образцы, напрямую связывали могущество империалистических держав с внешними проявлениями европейского образа жизни и подчас доходили до слепого подражания Западу и отрицания ценности собственного культурного наследия. Известны случаи разрушения исторических памятников, древних храмов, бесценных произведений ис­кусства. Что же касается бугэй, то их особенно «прогрессивно» настроенные деятели объявили «наследием дикости и варварства».
Старые мастера, наблюдая за полным техническим переоснащением армии и запрещением ношения мечей, приходили к выводу, что их знания утратили всякую ценность, забрасывали тренировки сами и отказывались брать учеников. Многие просто умирали в нищете, лишившись средств существования. Желающих заниматься воинскими искусствами были единицы, и окружающие на них смотрели как на ненормальных.
В этих условиях часть мастеров дзюдзюцу взяла курс на модернизацию своего искусства, адаптацию его к новым условиям – так появилось дзюдо, а еще через полвека – айкидо, другая часть пыталась держаться старинных традиций. Последним пришлось особенно трудно: кто-то умер в нищете, так и не найдя себе продолжателя, кто-то забросил занятия, кто-то уехал на Запад, чтобы демонстрировать дзюдзюцу в мюзик-холлах и цирках.
Многие школы дзюдзюцу при этом отмерли, и сегодня мы знаем о них лишь из их старинных наставлений, едва поддающихся прочтению, но наиболее мощные сохранились. Это Такэноути-рю, Тэндзин синъё-рю, Синто ёсин-рю, Кираку-рю, Ягю синган-рю, Сёсё-рю и несколько десятков других – живые музеи самурайской старины.
Не обошло дзюдзюцу и влияние окинавского каратэ. Многие мастера дзюдзюцу соединив базовую технику каратэ и дзюдзюцу, создали новые комбинированные системы самозащиты без оружия.
В настоящее время в Японии предпринимаются большие усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые ныне воспринимаются как часть национального достояния.
Продолжают возникать и новые школы, хотя в основном в их основе лежит та или иная вариация дзюдо или айкидо, как правило с добавкой техники каратэ. Многие разделы, характерные для традиционного дзю-дзюцу - самозащита в положении сидя на коленях, или приемы защиты своего меча от выхватывания его противником - в модернистских школах отсутствуют. Зато они лучше отвечают требованиям современной самообороны. К таким школам относятся Кокуси-рю, созданная мастером Томики-рю айкидо Хигаси Нобуёси, Синкагэ-рю - творение Нагаоки Фумио и другие.
http://www.budocenter.ru/history.html
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)