Масатоси НАКАЯМА (1903-1987) – японский мастер
каратэ-до. Шеф-инструктор Японской ассоциации каратэ-до (JКА). Родился в семье
преподавателя фехтования в г. Ямагути. Начальное образование получил в Тайбэе на
о. Тайвань. Его отец был военным советником и мастером-наставником КЭНДО. С юных
лет он приобщил сына к КЭНДО. Однажды, будучи уже студентом университета
Такусоку, он ошибся в расписании занятий секции КЭНДО и случайно увидел занятия
по каратэ. С 1932 года он начал изучать каратэ у Г. Фунакоси. В 1937 году
Накаяма отправился изучать китайский язык, обществоведение и историю в Пекин. За
9 лет он познакомился со многими системами ЦЮАНЬ-ШУ. В 1946 году он вернулся в
Японию. В 1949 году, в связи с образованием ЯКА, Накаяма был назначен главным
техническим консультантом. В 1955 году он был избран шеф-инструктором JКА. С тех
пор он преподавал стиль СЁТОКАН во многих странах Юго-Восточной Азии и во всем
мире. Он был также профессором факультета физического образования Такусокского
университета, который он закончил в 1937 году. Учениками Накаямы были всемирно
известные мастера современного каратэ-до, такие как Тэруюки Окадзаки (США),
Хадэтака Нисияма (США), Такаюки Миками (США), Тайдзи Касэ (Франция), Хидэки Оти
(Германия), Хирокадзу Канадзава (Япония), Кэйносукэ Эноэда (Великобритания),
Тору Миядзаки (Бельгия), Хироси Сираи (Италия) и Масахика Танака (Дания).
Накаяма внес огромный вклад в развитие и
популяризацию каратэ-до. Во-первых, он создал теоретические основы для
преподавания в виде учебника «Каратэ-до синкетэй» («Новые методы преподавания
каратэ-до»), который до сих пор используется в JКА и во всем мире. Англоязычный
вариант учебника был опубликован под названием «Динамическое каратэ» в 1966
году. Во-вторых, он усовершенствовал правила, проведения соревнований, по
которым был проведен 1-й Всеяпонский чемпионат в Токио в 1957 году. И, наконец,
он написал серию книг по ката и кумитэ, которая называется «Вей Каганце» в 11
томах, и др.
В своей книге «Лучшее каратэ» М. Накаяма отвечает
на вопрос что такое каратэ-до, раскрывает его сущность и главную цель, приоритет
духовного аспекта над физическим в искусстве самообороны.
Он пишет: «Если каратэ практикуется только как
техника ведения боя, то об этом можно только сожалеть. Основные приемы
изучались, развивались долгие годы, но для того, чтобы стать эффективными,
доминирующую роль в этом искусстве самообороны должен играть духовный аспект.
Целью древнего боевого искусства Окинавы
действительно было умение нанести решающее поражение своему противнику одним
ударом кулака или ноги. Но даже старые мастера придавали большое значение
духовной стороне искусства, чем технике исполнения приемов. Тренировка означает
работа тела и духа и к тому же должное уважение к своему сопернику. В каратэ-до
недостаточно сражаться на полную мощь, главная цель каратэ-до – делать это во
имя справедливости.
Гитин Фунакоси неоднократно отмечал, что первой
целью следования по этому пути является воспитание высшего духа, духа смирения.
Одновременно с этим должна развиваться сила, способная повергнуть разъяренное
дикое животное.
Настоящим каратистом можно стать, лишь достигнув
совершенства в этих двух аспектах: духовном и физическом.
В спортивном каратэ проводятся соревнования с
целью выявления уровня мастерства участников. Это следует особо подчеркнуть,
поскольку это еще одна причина для сожаления. Дело в том, что стремление к
победам в соревнованиях уводит от занятий базовой техникой к слишком раннему
участию в джию кумитэ. Стремление к победам на соревнованиях не помогает, а
препятствует овладению основными приемами каратэ-до. Более того, это может
привести к потере способности овладения эффективной техникой, что и является
уникальной характеристикой каратэ-до. Боец, который слишком рано начинает
заниматься джию кумитэ – без предварительной фундаментальной подготовки, – в
скором времени будет побежден бойцом, долго и добросовестно отрабатывавшим
основные приемы. Это, очевидно, излишняя поспешность всегда вредит. Нет
альтернативы овладению и практике основных приемов и движений шаг за шагом,
постепенно. Если соревнования по каратэ должны проводиться, то они должны
проходить в приемлемых условиях и в правильном духе. Желание выиграть
соревнование непродуктивно, поскольку ведет к потере серьезного отношения в
изучении базовой техники. Более того, стремление к проявлению грубой силы в
соревновании абсолютно недопустимо. Когда это происходит, теряется уважение к
сопернику, а это имеет первостепенное значение в каратэ. Я думаю, что над этим
стоит подумать как инструкторам, так и ученикам. Я стремился пояснить множество
сложных движений тела с помощью большого количества иллюстраций и современным
языком, основываясь на своем 46-летнем опыте в этом искусстве.
Каратист применяет технику каратэ-до усилием
воли, нанося удары по цели точно и быстро. Сущностью техники каратэ является
кимэ. Значение кимэ заключается во взрывной атаке цели с применением
соответствующего приема и максимальной силы в кратчайшее время. (В старые
времена существовало выражение иккен хиссацу, означающее «убить одним ударом»,
но понимать это буквально было бы неверным и опасным. Следует помнить, что
каратист в те времена был способен тренировать кимэ ежедневно и с полной
сосредоточенностью, используя макивару). Кимэ может достигаться ударом ноги или
руки, а также блоком. Техника, не имеющая в себе кимэ, не может считаться
настоящим каратэ, сколь бы сильно она его ни напоминала. Соревнования в этом
отношении не исключение. Однако полный контакт противоречит правилам из-за
опасности травмы.
Сун-домэ означает неполный контакт с целью (один
сун составляет около 3-х см). Но техника, не несущая в себе кимэ, не является
истинным каратэ, поэтому возникает вопрос: как найти компромисс между кимэ и
сун-домэ. Ответ таков: останавливать удар в непосредственной близости от
жизненно важной точки соперника. В этом случае удар может проводиться в
максимальную силу с полным контролем, без контакта. Тренировка превращает
различные части тела в оружие, используемое свободно и эффективно. Необходимое
условие для его качественного применения – самоконтроль. Чтобы стать
победителем, нужно прежде всего преодолеть самого себя.