А как обстояло дело с искусством вооруженной схватки?
Данных о древнейших временах не имеем, сколько-нибудь систематические сведения
сохранились начиная с шестнадцатого века, когда на поединках все того же
"Божьего суда" регулярно сходились русские и "немцы", т.е. иностранцы из
Западной Европы. Суммировав все известное о таких поединках, Ключевский,
которого трудно упрекнуть в недостатке патриотизма, пришел к выводу: русские из
фехтовальных схваток победителями не выходили...
Ну не создала Древняя Русь боевых систем, равных школам
Востока и Запада (во всяком случае, для клинкового оружия) - и нечего этого
стыдиться! В конце-концов, симфоническая музыка и станковая живопись тоже не
российское изобретение, что отнюдь не умаляет достоинства таких русских
композиторов, как Чайковский и Мусоргский, или таких художников, как Репин и
Врубель. Вовсе не обязательно стоять у истоков какого-либо явления, чтобы
достигнуть в нем высочайших результатов в более позднее время.
В этом смысле подлинными мастерами "русского стиля" следует
назвать тех, кто сумел создать в России школы боевого искусства высокого уровня.
Неважно, что в первооснове они "восточные" - так же, как неважно, что музыка и
живопись - "западные". Такие мастера есть, их немало. Конкуренции с ними
основатели скобаря, бузы, да и славяно-горицкой борьбы не выдерживают даже
близко. Именно поэтому, думается, они и настаивают на своей независимости.
Судя по общему рисунку боя, можно сделать вывод, что для
большинства "древнерусских" школ современного образца основой послужили
различные стили китайского ушу. Они и сейчас-то известны гораздо меньше, чем
каратэ, а в 1980-х годах и вовсе легко было выдать их за нечто
исконно-посконно-домотканное. Конечно, предстваители этих школ даже в
псевдо-русском исполнении способны потрепать многих доморощенных каратистов, как
и умелый "стеночный" боец мог одолеть неумелого боксера. Но выступить против
опытного мастера...
Так что нынешние "купцы" для обороны больше полагаются на
автомат Калашникова. И трудно их за это упрекнуть.
Есть в археологии такой термин - "новодел". Если какой-либо
предмет дошел до наших времен в сильно разрушенном, почти неузнаваемом виде, то
ученые могут "воссоздать" его таким, каким он им видится на основании имеющихся
данных. Но, во-первых - именно НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ, а не исходя из собственной
фантазии; тем более, исходя из национал-патриотических соображений. Во-вторых,
даже в этом случае нельзя выдавать новодел за подлинник. Думается,
восстанавливая древнее боевое искусство, следует придерживаться тех же
принципов.
2.Стиль от Лаврентия Павловича
Офицерский вариант "русского стиля" следует рассматривать
особо. Основой его является школа А.А.Кадочникова. В отличие от подавляющего
большинства "древнерусских" систем, разработки Кадочникова - не фикция,
направленная лишь на то, чтобы тешить национальные чувства. Они вполне применимы
как в уличной, так и в окопной схватке.
Думается, именно поэтому стиль Кадочникова вызывает
яростные нападки со стороны многих "русских школ". В частности, его обвиняют в
том, что он является чисто практическим рукопашным боем, не опирающимся на
глубокую теорию. Между тем, Кадочников пока что единственный, кто опубликовал
детальную методику. Так что теоретическая база у его школы, безусловно, имеется.
Его методика базируется в первую очередь на вращательных
движениях, облегчающих как уход с линии атаки, так и проведение болевых захватов
(удары имеют подчиненное значение). Бой может вестись в стойке и лежа, на
ближней, средней и даже дальней дистанции, хотя система Кадочникова больше
адаптирована к условиям ближней схватки в стойке. Известны и приемы на
обезоруживание, причем нападающий использует предметы не из древнерусского, а из
современного арсенала: нож, автомат со штыком, саперную лопатку.
Рисунок боя очень напоминает некоторые школы джиу-джитсу (и
отчасти - айкидо). Случайно ли это сходство? Сам Кадочников никогда не
утверждал, что создал свой вариант "русского стиля". По его словам, он лишь
систематизировал те навыки, которыми испокон веков владели русские воины. Если
же быть абсолютно честным, следует признать: не "испокон веков", а менее века...
Тот факт, что какое-либо боевое искусство процветало в
кругах служилого дворянства, не делает его исконно русским, иначе пришлось бы
признать таковым и фехтование на шпагах. В конце прошлого - начале нашего
столетия в Россию пришло джиу-джитсу, причем явилось оно "с двух концов": через
Дальний Восток - путем прямых контактов с японцами, и через Запад - от японцев,
приезжавших в Европу. Этот вид боевого искусства вызвал всплеск интереса прежде
всего у офицерского сословия, и в первую очередь - своими обезоруживающими
приемами.
Конечно, джиу-джитсу явилось не на пустое место: к моменту
его появления в России уже применялся бокс, стала популярной греко-римская (или
"французская") борьба. Кроме того, навыки штыкового боя, фехтования саблей и
шпагой значительно облегчали усвоение если не самих приемов, то базовых
движений. Но все же именно японская боевая система стала тем стержнем, на
который "насаживались" все остальные школы...
Строго говоря, то же самое происходило и в Европе
1890-1930-х годов, где создавался более-менее единый для всех стран "стиль от
спецназа". Разумеется, кое-какие отличия существовали: в Англии сильнее был
выражен боксерский компонент, во Франции - элементы савата, практикующего бой
ногами. В России, конечно, были свои нюансы. Но лишь Россия несколько
десятилетий спустя стала напрочь "замалчивать" японскую первооснову. Однако
происхождение, как известно, можно отрицать, но нельзя отменить.
В подавляющем большинстве случаев сейчас, столетие спустя,
уже невозможно определить, какая именно разновидность джиу-джитсу легла в основу
каждой отдельно взятой школы рукопашного боя. К тому же, хотя многие такие школы
рекламировали свое "универсальное, уникальное, непревзойденное боевое
искусство", наиболее эффективные из них с самого начала работали для весьма
узкого круга людей, понимая, что излишняя реклама в ряде случаев - помеха.
Сведения о них доходят до нас уже в сильно искаженном,
иногда романтизированном виде. Например, слухи о таинственном "белогвардейском"
(на самом деле просто офицерском) "искусстве убивать красиво", похоже,
базируются как раз на существовании таких школ, представляющих либо чистое, либо
"гибридное" джиу-джитсу. Может быть, судя по опыту некоторых открытых школ,
сенсационность в нем преобладала над боеспособностью. Возможен, конечно, и прямо
противоположный вариант.
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satbi/statyi/rus1.html