Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Жизнь – борьба

Военная антропология Григория Базлова положила на лопатки силача из Судана
В Йемене его хотели обратить в ислам, а латиноамериканские охотники за головами наоборот приняли как друга. И с теми и с другими ему довелось драться, вернее, состязаться в боевых искусствах, потому что Григорий Базлов - руководитель тверского клуба «Белый волк» любит «побузить». «Буза» - традиционная русская воинская субкультура – дело всей его жизни. Как ученый – этнолог и русский боец он объездил полмира. Об этом и многом другом мы и поговорили с ним сегодня.
- По образованию ты историк, откуда же взялась борьба?
- Да, я кандидат исторических наук, специальность – этнология. А вот вопрос о борьбе меня всегда ставит в тупик. Точной даты не назову. С 13-14 лет начал серьезно заниматься самбо. Затем самостоятельно начал изучать уже исчезнувшую систему советской борьбы, которая называлась САМ. Ну а потом, я уже начал собирать именно русскую борьбу.
- Как она правильно называется?
- Никакого узкоспециального названия для нее не существовало. Русский бой, или Русский стиль – это скорее литературные клише. Более уместно название «Буза». То, что мы практикуем в своем клубе «Белый волк» - это северо-западное направление, которое имело разные названия в зависимости от местности, но мы предпочли называть это бузой.
- Значит «Буза» - это вид спорта?
- Это сложное этнокультурное явление. По сути, Буза – это некая воинская субкультура больше прикладная, чем спортивная. Хотя есть варианты, при которых сопернику не наносится серьезных повреждений. Вообще, правила боя зависят от состязающихся сторон, которые уговором определяют, что можно, а чего нельзя делать.
- Какой принцип положен в основу Бузы?
- Это трудовые движения. То есть, кошение травы, работа молотом, рубка дров, молочение цепом. Трудовой уклад столетиями и тысячелетиями формировал рабочие группы мышц и формы движений. Эти движения использовались и в танце, и в бою. Самые удобные движения наследуются и физиологически и прививаются культурно. На эту базу накладывалась техника боя – удар, бросок.
- Кроме Бузы ты наверное знаком с разными стилями единоборств?
- Сталкиваться приходится действительно с многим, особенно во время экспедиций, где я выступаю в роли эксперта по военной антропологии. Это частная инициатива, в основном связанная со съемками фильмов по военной антропологии. Она реализуется уже 6 лет.
- Много стран пришлось объездить?
- В Южной Америке мы были в Бразилии, в джунглях Амазонии у индейцев Шуарэ, в Эквадоре, в Венесуэле. В Юго-Восточной Азии – это Бирма, Таиланд, Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, Филиппины. В Африке – ЮАР, где мы посещали зулусов, Судан, Йемен – родина Бен-Ладена. В общем, география довольно широкая.
- С местными тебе приходилось в поединки вступать? Где бьются лучше всех?
- В России, конечно. Мы всегда устраиваем такие товарищеские поединки. Пока никто нас не победил.
- В ваших экспедициях всегда все по-спортивному происходит или бывают инциденты?
- Как правило, всегда есть взаимный интерес – кто, что может. Целенаправленно ищем людей, связанных с борьбой. Они нам помогают.
- Последний раз ты был в Судане…
- В Нубии – это часть Судана. Нубийцы раньше жили на Верхнем Ниле и воевали с фараонами. Это была очередная экспедиция, снимали фильм. Всего нас ездило – два человека из Екатеринбурга, один человек – социальный психолог и переводчик, спортивный педагог и оператор.
- Говорят, ты местного силача заборол?
- Ну да, заборол там одного. Мы ездили по стране, наблюдали местные праздники, боролись, конечно. Обычно ищем тренеров среди местных, чтобы записать местные стили. Ну и конечно на ком-то нужно все показывать, то есть на мне. И вот местный боец меня бросает, оператор снимает. Сняли основное. Потом взялись повозиться с ним, а он очень крупный человек – около 2-х метров, ну и за сто килограммов весом. Я его, в конце концов, бросил. Оба рассмеялись, потому что мы с ним по комплекции настолько разные, что и сравнивать нечего.
- Говорят, что в Бразилии одна из самых сильных боевых традиций?
- Там сильная школа джиу-джитсу. Есть еще традиционная борьба Капоэро – очень интересная борьба – акробатическая. Но очень не легко найти капоэро прикладную. Я бы назвал ее скорее боевая, развивающая акробатика. Мы искали настоящих бойцов в фавелах – это такие районы, можно сказать, трущобы, которые контролируются бандитами и власти к ним не имеют никакого отношения. Даже полиция не заезжает. Там мы нашли некоторые прикладные варианты.
- Но ведь фавелы – это бандитские районы, сложностей не возникало?
- Нет. Нашими проводниками, или, если можно сказать, принимающей стороной, были капуэристы, а это достаточно криминальный элемент. Но, у них этот статус не так как в России воспринимается. По сути, в фавелах живут люди отверженные государством. Они выросли в этой среде, у них сформировалось соответствующее мировоззрение, нравственные ценности и отношение к государству. Они не злодеи, и люди не плохие. Просто их общество вышвырнуло на обочину жизни. Другое дело в каких это масштабах происходит. Фавела Россини в Рио-Де-Жанейро – это 500 тысяч человек – целый город, почти как Тверь. Все эти полмиллиона человек живут на одной горе и считаются асоциальными элементами. У них там своя жизнь, почта своя, водопровод. Они там чего-то вечно строят, чинят. В общем, живут. Такой город в городе.
Нас приняли там хорошо, проблем не возникало.
- В подобных ситуациях долго приходится объяснять, что ты из России?
- Они Советский Союз помнят и не только в Америке. Бывало, что нам орать начинали: «Гринго! Убирайтесь вон!», а потом, когда объясняешь, что не американец, а русский, извинялись. У них везде там Че Гевара нарисован, везде серпы и молоты. Латинская Америка вся такая.
- А как в Амазонию попали?
- Мы были в гостях у племени Шуаре – охотники за головами. У своих врагов они отрезают голову, снимают кожу лица, набивают соломой и высушивают.
- А как туда добирались, по воде?
- Нет, нас забросили на самолете. Это было в Эквадоре. Там есть военная база, построенная во времена войны с Перу за нефтяные месторождения. Тогда там создавались индейские подразделения спецназа. И с тех пор они там живут. В целости остались и гарнизоны, и посадочные площадки. Но эти места наглухо от мира отрезаны джунглями.
- Джунгли действительно непроходимые?
- Там тяжело. Это верховья Амазонки, горы, если дождь пройдет идти вообще невозможно.
- И как вас охотники за головами приняли?
- Отлично, как гостей. Был очень трогательный момент, когда мы с проводниками в джунглях присели отдыхать у ручья, один у меня спрашивает: «А правда, что Иисус Христос был русским?». Мне так хотелось сказать, да… Но спросил, с чего они это взяли. Он говорит: «У нас все так считают».
- А как ты оценишь их уровень развития?
- Очень высокий в личностном, духовном плане. Люди очень воспитанные, порядочные, взвешенно рассуждают. Не могу сказать, что они знают столько сколько мы, но народ этот очень умный. Большинство из них христианство исповедует. Например, те же индонезийцы – папуасы, хотя и живут с индейцами в рамках одной материальной культуры, но разница между ними огромная. Прежде всего, со стороны интеллекта. У них чисто первобытное сознание.
- Со зверями сталкивались?
- Конечно. Ягуаров живьем, правда, не видели, но следы встречались часто. Там много змей. По ночам Анаконды можно услышать анаконду. У них очень характерный голос, такой красивый звук как колокольчик.
- Ну а с кем воочию сталкивались?
- С обезьянами – подлейшие существа. Их там целые стаи. Они кусаются, кидаются всякой дрянью в людей, и по сути ничего не боятся. В Латинской Америке они дикие, а вот в Индокитае совершенно распущенны. Особенно, где индуизм исповедуется, и обезьяна считается священным животным. У них же зубы как у собаки, к тому же они наглые и ничего не боятся, вещи из рук вырывают.
- И как вы с этим обезьянником боролись?
- Просто палкой прикладываешь, главное только, чтобы местные не видели.
- А вообще с местными жителями проблемы возникали?
- В Йемене, в пустыне была неприятная ситуация. Там же гражданская война и случиться может всякое. Нас хотели заставить ислам принять. Сказали голову отрежем если ислам тут же не примете. Дело в том, что мы были гостями одного племени, а у них между соседями своеобразное поручительство. То есть, если с гостем что-то случилось, то это пятно на репутации принимающей стороны. Как правило, после этого начинается межплеменная война. Так вот, на одной из стоянок наши проводники – представители племени, которое нас принимало, куда-то подевались. В это время к нам подъезжает шикарный джип Тойота с пулеметом. Один мальчишка, подросток лет 15 начал психовать, увидев нас, иол неверные. Всех взвинтил, и это продолжалось минут 30. Потом наши проводники вернулись, и все выяснилось. Перед нами извинились, узнав, что мы русские. Вообще то, чаще всего, принимают гостеприимно, но неприятные моменты бывают. Просто мы ездим по горячим точкам. В том же Судане война уже 20 лет идет. В Йемене, кстати, можно только с оружием передвигаться. У них автомат, что-то вроде национального костюма.
- А вы как же?
- Да там на рынке можно купить буквально все что душе угодно – любое оружие. Мы покупали автоматы Калашникова – 200-300 долларов с боекомплектом. Нам продали ижевские автоматы. Там без оружия находиться не только не безопасно, но, неприлично, что ли…
- Чем питаетесь в экспедициях? Местную кухню пробовали?
- Там, где мы бываем, этого лучше не делать. На подножном корму нельзя существовать. У нас совершенно другая флора в кишечнике. В Африке, если съешь даже что-то нормальное, то потом либо отравишься, либо заболеешь. Так что еду старались брать с собой. Из местного только знакомые продукты употребляли. Жареную козлятину, например.
- Ну а что на Родине, движение ваше развивается?
- Сегодня «Белый волк» как клуб, изучающий воинское искусство имеет более 20 областных центров в России. Есть отделения в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, нижней Волге. Все это пошло из Твери, с наших исследований, нашей организации. В этом участвовали сотни людей, кому не безразлична русская традиция, кто старается ее развивать. В Новосибирске создана очень мощная организация Дмитрием Семеновым. Их организация поддерживается архиепископом, местной администрацией. Они проводят лагеря, развивают свою работу.
- А какие у тверского «Белого волка» отношения с тверской администрацией?
- Они хорошие, но скорее нейтральные… Раньше были какие-то контакты, на наши мероприятия выделялась финансовая поддержка. Сегодня этого нет.
- На что же вы живете?
- Все работают, если что-то нужно скидываемся, сдаем взносы.
- На масленицу бузить собираетесь?
- Конечно. В горсаду, совместно с тверскими казаками мы устраиваем стеночный поединок. Это уже стало доброй традицией. Просто сейчас место для стенки найти нужно новое. На том месте, где мы состязались всегда, поставили какое-то кафе. Ничего, что-нибудь придумаем. А вообще, традициями лучше не пренебрегать. Не нужно выдумывать «день сурка», когда есть масленица со своими традициями.
Вот в Японии есть айкидо, карате – это их визитные карточки. У нас в Твери есть «Буза» - это наша фишка, наш бренд. Думаю это и нужно развивать, тем более, что желающих изучать русскую воинскую традицию предостаточно.
Александр ЗЕНИН
http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=27614
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)