БЛАГОРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ НАРОДНЫХ ЕДИНОБОРСТВ - ЛЕЖАЧЕГО НЕ
БИТЬ!
В Самаре состоялся открытый чемпионат России по русскому
бою, в котором приняли участие спортсмены из Москвы, Санкт-Петербурга и других
городов России, стран ближнего зарубежья.Что же такое русский бой? На этот
вопрос отвечает автор книги "Русский кулачный бой" тренер Евгений БАЖАНОВ.
- В основе русского боя - кулачный поединок. Бои в Самаре
проходили на ринге, но с боксом русский бой не спутаешь - используется и
борцовская техника. На спортсменах были боксерские перчатки, а русские кулачники
прежде бились или голыми руками, или в жестких рукавицах. Село на село, стенка
на стенку - вот такая была забава...
Именно забава, потому что "на кулачках" сходились чаще не
для сведения счетов. (Хотя были так называемые "судебные" поединки. Их цель -
наказать обидчика. Такой кулачный бой описан Михаилом Лермонтовым в "Песне про
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Судебные бои соответствовали народным понятиям о справедливости. Считалось, что
правда и желание справедливости придавали сил, неправый не мог победить.
Известна же поговорка: "Бог не в силе, а в правде".
- Чем отличается техника русского кулачного боя от бокса,
других видов единоборств?
- Отличий много. Боксеры доворачивают кулак, чтобы сделать
удар более резким и сильным. Кулачники доворачивают локоть. У них разные стойки.
Разные способы передвижения. Мой дед - известный боец - помог мне реставрировать
технику русского кулачного боя. Он научил меня, как наносить удары, уклоняться
от них, передвигаться по площадке. И я передаю этот опыт группе спортсменов
самарского спортивно-этнографического клуба "Спутник". Сейчас мы снимаем фильм о
различных видах единоборств на Руси.
К сожалению, много уже безвозвратно утеряно. Полностью
утрачена уникальная техника кулачного боя на снегу. Да у нас и бойцов в
традиционном понимании не осталось. Их выкосили две мировые и одна гражданская
война. Ведь первыми шли в атаку отчаянные и решительные мужики, прошедшую школу
уличных "сражений". Описание одного из последних массовых кулачных боев сделал в
1925 году воронежский краевед Г. Фомин. Село Давыдовка тогда билось целую неделю
против пяти окрестных сел. Противники выступили друг против друга со знаменами.
В боях принимали участие и дети, и глубокие старики - всего до полутора тысяч
человек. Победили давыдовцы...
После Великой Отечественной таких боев уже не было .
- Может, и хорошо? К чему массовые потасовки, которые
нередко сопровождались увечьями людей ?
- А разве мало получают тяжелых травм во время сегодняшних
спортивных соревнований? К тому же не надо рассматривать русский кулачный бой
как обычное "мордобитие". Это ведь часть нашей физической культуры, важный
элемент воспитания молодежи на спортивных традициях наших предков. Парень,
который боится кулака на спортивной площадке, никогда не отстоит честь своих
близких перед уличным хулиганом. Возьмите массовое уклонение от службы в армии.
Одна из главных причин - страх перед дедовщиной. Вырастили поколение маменькиных
сынков, которые не могут за себя постоять и из разбитого носа делают трагедию .
- Вы считаете, что возрождение русского боя поможет
воспитать настоящих мужчин?
- Наверняка поможет, если мы будем учить ребят не только
технике ударов или бросков. Понимать смысл, помнить традиции. Японцы знают и
чтут своих выдающихся мастеров по каратэ и дзюдо. А кого знаем мы из блестящей
плеяды русских борцов, кулачников?
К тому же у нас объединили рукопашный бой с японским кимоно
и техникой, в значительной мере взятой из восточных единоборств. Даже на рекламе
третьего чемпионата по русскому бою, что проходил в Самаре, какие-то
"специалисты" изобразили человека, который наносит боковой удар ребром ступни.
Для русского боя такой удар не характерен. Забыто традиционное приветствие
русских бойцов перед началом схватки - полупоклон с одновременным наложением
кулака правой руки на свое сердце.
- А нужна ли была полоса препятствий в программе чемпионата
по русскому бою? Спортсмены, приехавшие в Самару, перелазили через забор, метали
ножи, стреляли из пистолета...
- Я думаю, что это вполне оправданно. Ведь русский бой -
понятие широкое. Дружинники умели и на кулаках биться, и ножи метать, и парусами
управлять во время дальних морских походов. А в умении владеть арканом им не
было равных.
Однако не следует к русскому бою искусственно приписывать
приемы, ему не свойственные. В одном популярном издании пять лет назад
опубликовали серию статей "Кулачный бой вятичей", где приемы из арсенала
джиу - джитсу , дзюдо и других стилей подаются как отечественные. На одном из
рисунков показано добивание лежачего противника кулаком. Для русских кулачников
ударить лежачего было немыслимым нарушением всех этических норм. Это был позор
не только для бойца - для всего села. "Лежачего не бить!" - это правило было
известно с детских лет каждому парнишке.
- Мы в детстве придерживались этого правила. А еще биться
можно было только до первой крови.
- Да, порой и в кулачных боях следовали такому же принципу
. Но если село шло на село или стенка на стенку, там боец с разбитым носом
просто отходил в сторону, и его никто не преследовал. Русский бой, в том числе и
кулачный, отличался благородством. Ему предшествовала целая система подготовки
для подростков и детей. Вспомните "петушиный" бой, при котором двое мальчишек ,
прыгая на одной ноге, пытаются вывести друг друга из равновесия. Или
игра-состязание "Царь горы", когда самый ловкий паренек взбегает на верх горки,
а его соперник или несколько человек с разных сторон стараются столкнуть его
оттуда или стащить. Отрабатывается реакция, умение падать, отбиваться от
толчков, уходить от захватов.
Или шапочные бои - весьма популярный вид единоборств, в
котором состязались и мальчишки, и взрослые парни. В таком бою два соперника
стараются смахнуть шапку соперника. Так отрабатывалась реакция, быстрота,
чувство дистанции. Воспитанию бойцовских качеств способствовали и поединки с
медведями. Перед боем зверя травили собаками особых пород - меделинами и
мордашами. Разъяренный медведь от боя не уклонялся, и обмануть его, как на
корриде быка, невозможно. Боец-медвежатник колол зверя рогатиной или орудовал
дубиной, а затем, улучив момент, бросался вперед с ножом.
- Вряд ли нам стоит жалеть о таком опасном развлечении...
- Разумеется, но забыто и многое другое. В отличие от
западных стран, где традиции берегут, мы их теряем, хотя для народных видов
спорта и подвижных игр не требуются грандиозные стадионы и спортивные залы.
Совершенно безопасную для жизни ребенка ледяную горку с пологими склонами можно
построить в каждом дворе. Дети сами начнут играть в "Царя горы".Но строят
почему-то деревянные, с перилами. Поднялся и скатился - вот и вся забава.
Подобных примеров можно привести множество. Говорят, что у
нас не хватает денег, но еще больше, я думаю, не хватает уважения к своей
истории и культуре - физической и духовной.
- Правда, что в Самаре решено провести первенство мира по
русскому бою?
- Насколько я знаю, официального решения на этот счет пока
нет. Но местная власть заявила, что готова принять бойцов со всего мира. Я
думаю, Самара достойна такой чести. Мне бы лично хотелось, чтобы наши
отечественные традиции определяли характер многих будущих спортивных
соревнований любого масштаба.Чтобы даже неискушенный зритель мог сказать: "Это
не каратэ, не кикбоксинг. Это, господа, настоящий русский бой!"
Петров Александр, соб. корр. "Труда".
Самара.
www.TRUD.ru/Arhiv/2001/10/25/200110251982901.htm