|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Азы любков (Выборочные главы из книги Евгения Багаева)История возрождения школы Любков Что такое Любки Световидово моление Жгон, жгонка и ось мира Самоосознавание Очищение Очистительный бег или бег на раскрытие силы Путь ученичества или кто такие русские дураки Вежественность Некоторые вопросы по выполнению любошных практик и ответы на них Глава 1. Знакомство с Санычем История Любков началась для меня в 1991 году. В то время я жил на Южном Урале в г. Миассе, и работал в учебно–оздоровительном центре «Уралия» преподавателем оздоровительной гимнастики и народной медицины. Мы ездили по стране и проводили учебно-оздоровительные семинары. Наши семинары включали в себя теоретические и практические занятия различных направлений. Это была и астрология, и йога, и цигун, и индийские танцы, и русское народное целительство, и экстрасенсорика. Наша рабочая команда состояла из хороших специалистов. О нас знали во многих городах страны. Люди приезжали к нам отовсюду. Иногда на наших семинарах собиралось по несколько сотен человек. Однажды, летом, к нам на семинар, который мы проводили в г. Бакале, Челябинской области, приехала группа ребят из Москвы. Это было летом 1991г. Среди ребят этой группы был Александр Шевцов. Это был очень интересный человек, историк по образованию и хороший специалист по боевому искусству. Именно боевое искусство помогло нам тогда стать близкими друзьями и соратниками. Дело в том, что я к тому времени уже в течение примерно 15 лет занимался изучением боевых искусств. Это были и самбо, и бокс, и ушу, и тайцзи-цюань, и армейский рукопашный бой, ну, и конечно опыт большого количества уличных драк, в которых мне пришлось поучаствовать в детстве и юности. С детства я был не высоким, но шустрым и хулиганистым мальчиком, и постоянно был заводилой, различных дворовых мероприятий. Поскольку рост мой у многих не знакомых со мной парней не вызывал особого уважения, то отстаивать свой авторитет и достоинство приходилось кулачным способом. Подобный опыт изучения боевых искусств был и у Шевцова. Это нас сблизило. Наша дружба началась прямо с этого семинара. В перерывах между занятиями мы много говорили с ним о боевых искусствах, обменивались опытом. Кроме боевого искусства мы оба здорово интересовались эзотерикой, как это тогда называлось, или, говоря по-русски поиском тайных, скрытых от большинства людей знаний, помогающих раскрыть свои способности. Эти знания мы по крупицам собирали, кто, где и как мог. Благодаря ним мы пытались раскрывать и познавать себя. Понять свое предназначение в жизни и использовать эти знания для достижения своих высоких целей. В общем-то, и боевым, а в дальнейшем и воинским искусством мы занимались в первую очередь, в надежде овладеть скрытыми в них эзотерическими знаниями. Семинар в Бакале пролетел так быстро, а у нас с Сашей еще столько много осталось недосказанного и не опробованного. Расставаться жутко не хотелось, и я пригласил его к себе домой. У него оказалось в запасе несколько дней, и он с удовольствием принял мое предложение. Мы прожили у меня дома несколько дней, которые сутки напролет проводили в обмене своим эзотерическим опытом. Глава 2. Степаныч Дома, я познакомил Саныча, так я часто называл Шевцова (полное имя его Шевцов Александр Александрович), со своим первым учителем – эзотериком. Сейчас мне не нравится название, «учитель – эзотерик», не отражает оно в полном смысле того, кем являлся для меня этот человек. Правильнее было бы назвать его учителем жизни или просто учителем. Но тогда, это выражение было в ходу и отличало учителей обычных учебных заведений, от учителей владеющих «тайными», знаниями. Первым таким моим учителем был Иван Степаныч, которого все звали просто Степанычем. Степаныч был пожилым мужчиной, имел два высших образования и гигантский эзотерический опыт. По одному образованию он был философом, по другому художником. А по жизни и тем и другим. Он был очень увлеченным человеком. Основным его увлечением было самопознание. В молодости он занимался альпинизмом и облазил все горные массивы бывшего Союза. Уже находясь в 60-летнем возрасте, он в одиночку поднимался на 5 тысячную высоту и без палатки устраивал ночевки на ледниках. Для таких целей у него был сделан складной пенопластовый коврик. Он расстилал этот коврик на льду, залезал в спальный мешок и спокойно засыпал. Степаныч считал, что высокогорный воздух, более высокое атмосферное давление, создающееся в горах, благотворно влияют на здоровье, на процессы думанья и затормаживают старение. Именно с этой целью он хранил у себя под кроватью барокамеру, в которую залезал время от времени, чтобы окунуться в искусственно созданную высокогорную среду. Степаныч был экспериментатором. Он все пробовал на себе и проводил над собой различные эксперименты. Весь его дом был сплошной экспериментально-исследовательской лабораторией. В свое время, Степаныч пережил восемь обысков КГБ. Они искали у него запрещенную по тем временам литературу. Вся эзотерическая литература в годы Советской власти считалась антисоветской и была категорически запрещена. За обнаружение такой литературы запросто могли отправить в лагеря, а то вовсе расстрелять. У Степаныча была одна из лучших, библиотек по эзотерической литературе в стране. В основном это были книги по различным направлениям йоги, цигун, астрологии, философии, прикладной магии, народной медицине и целительству. Это были очень редкие книги. Поскольку хранить такие книги дома было очень опасно, то большинство из них хранилось у него в гараже, в специально созданном для этого дела погребе. Это была настоящая подземная библиотека. Уникальные по тем временам книги хранились в специальных деревянных ящичках. Для каждой книги был изготовлен отдельный ящик, на котором было написано название хранящейся в ней книги. Жена у Степаныча давно умерла и он уже много лет жил один. Он жил в двухкомнатной квартире, которую квартирой назвать язык даже не поворачивается. Это было специально оборудованное для постоянных занятий различными эзотерическими практиками место. Это был храм или, как я уже говорил экспериментально-исследовательская лаборатория. Почти по всем стенам обеих комнатах располагались стеллажи с книгами. В большой комнате стоял специальный деревянный короб кубической формы, величиной примерно 1 куб. метр. Изнутри он был обит каким-то специальным материалом. Сбоку у этого ящика находилась дверь, которая закрывалась изнутри. Степаныч, каким-то чудом влезал в этот ящик, садился внутри него на специальную деревянную подставку, принимал позу лотоса, закрывался изнутри дверкой, и сидел там, на протяжении нескольких часов, погружаясь в глубокое медитативное состояние. У окна, в большой комнате стоял деревянный стол, который являлся домашней переплетной мастерской. На нем находились различные приспособления необходимые для разметки, и обреза книжных страниц и обложек; пресс для склеивания переплетов; приспособления для ящичков хранения книг. Так же на столе находилось специальное приспособление для фотографирования книг. Не все книги удавалось получить в оригинале, поэтому Степаныч очень часто делал фотокопии с этих книг, а книги возвращал владельцам. Это ведь сейчас можно запросто отксерокопировать любую книгу, а тогда… Мало того, что ксероксов не было, были только старинные светокопировальные установки, доступ к которым был строго ограничен. Да и светиться с такой литературой было не безопасно. Вот Степаныч и сделал у себя на дому мастерскую по копированию и изготовлению редких книг. Книги эти он, конечно, делал не для продажи, а для себя. Человеком он был очень трудолюбивым и изобретательным. Все что находилось в его доме, было создано им самим. Маленькая комната, была у Степаныча своего рода спальней. Почему своего рода? Потому что спальней, как это мы привыкли себе представлять, это помещение, просто не назовешь. И, тем не менее, это была спальня. Слева, у стены стояла большая, высокая, примерно метр высотой, самодельная деревянная кровать на колесиках, внешне напоминающая собой большую высокую кушетку. Над кроватью на специальном приспособлении висела огромная пирамида, сделанная из какого-то особого материала. Эта пирамида была полая внутри. Ложась на кровать, Степаныч тянул за висящий рядом с кроватью шнур, и эта пирамида опускалась на него. У него все было очень точно высчитано и выверено, на какое расстояние эта пирамида должна была опускаться, чтобы помогать ему войти в определенное состояние и за короткий срок восстанавливать свои силы, а при необходимости и свое здоровье. Колесики у кровати нужны были для того, чтобы ее можно было передвигать для проецирования центра пирамиды на определенные части тела и ядра сознания. Ванна была переоборудована у Степаныча в баню. Я не помню, чтобы он когда-нибудь принимал ванну, а вот баню принимал часто. Он нагревал на газовой плите камни, складывал их в металлическое ведро, ставил это ведро на дно ванны, садился на небольшой деревянный полок. Затем задвигал сделанную из плотного брезента штору, поддавал на раскаленные камни воду, а чаще различные травяные настои, и парился. Кухня у Степаныча была заставлена банками и бутылками с разными жидкостями. Там были и травяные настои, и настои из мумиё, и «живая» и «мертвая» вода, и кремниевая вода, и выпаренная моча, чего там только не было. Степаныч, в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов, разработал и создал уникальный прибор, позволяющий ставить точный диагноз по определенным биологически активным точкам тела. Это был небольшой приборчик с виду похожий на карандаш. Степаныч хотел добиться внедрения этого изобретения в медицину, но в итоге, опять попал под подозрение КГБ. После чего он навсегда оставил эту затею. Во время своего обучения у Степаныча мне посчастливилось самому попробовать на себе все эти его приспособления. И могу сказать, что все они не просто выдумка сумасшедшего, а реально действующие вещи. А при умелом подходе, просто потрясающе действующие вещи! В общей сложности я обучался у Степаныча около 8 лет. Последующее мое обучение было связано с другими людьми, о которых я расскажу позже. О Степаныче же у меня навсегда остались теплые воспоминания, как о первом своем учителе жизни. Подружившись с Шевцовым и поняв, что нас обоих объединяет огромная жажда познания, я решил познакомить его со Степанычем. Я рассказал Санычу о Степаныче и предложил сходить к нему в гости, чтобы познакомиться. Саныча это очень обрадовало, он сказал, что его первого учителя тоже звали Степанычем. Сразу же после этого разговора я созвонился со Степанычем и уже примерно через час мы были у него дома. И Саныч и Степаныч оба как-то сразу понравились друг другу. Между нами завязалась долгая и интересная беседа, которая завершилась тем, что Степаныч дал почитать Санычу несколько редких книг, о которых Саныч давно мечтал. На следующий день я повел Саныча на одно очень интересное место, находившееся на вершине Ильменского хребта. Это место с давних времен считают местом силы. Про него упоминает в своих сказах П.П. Бажов. С этого места во все стороны разворачивалась такая величественная красота, что дух захватывает. Мы шли, по лесной тропинке, ведущей к этому месту, и разговаривали о вчерашней встрече со Степанычем. Саныч говорил о том, что Иван Степаныч чем-то здорово напоминает его первого учителя Степаныча, и ему даже показалось, что дух того Степаныча, каким то образом, проявляется через этого Степаныча, будто разговаривает с ним через него. Но возможно ли такое? И только он это проговорил, как вдруг перед нами, откуда ни возьмись, появляется Иван Степаныч, настоящий живой Иван Степаныч! На какой-то момент мы оба просто лишились дара речи. Мы были настолько потрясены этим его неожиданным появлением и именно в тот момент, когда мы о нем заговорили, что даже не знали, что ему сказать. Он шел нам навстречу по этой же тропинке. И нас разделяло от встречи с ним каких-нибудь 5- 10 метров . Он шел нам навстречу и улыбался, а мы обалдевшие смотрели на него. Мы поздоровались со Степанычем и рассказали ему о своем потрясении, спросили у него, как он тут появился и именно в тот момент, когда мы о нем заговорили. Причем заговорили о нем как о духе учителя, который может проявляться через разных людей. Ведь это же не город, где люди спокойно расхаживают по улицам и вероятность встречи со знакомым человеком довольно высока. Это ведь лес, и люди здесь ходят не часто. Вероятность такой встречи практически равна нулю. Степаныч заулыбался и сказал, что все это является подтверждением того, о чем мы говорили. Ваши мысли были направлены на меня, вы думали обо мне, и я появился. У вас был важный вопрос, и вы через эту встречу получили на него ответ. Если ты чего-то сильно хочешь, то обязательно когда-нибудь это получишь. Все зависит от силы твоей охоты и от способности создавать сильные и точные образы. Остальное - дело механики. Сказав это, он попрощался с нами и пошел дальше по той тропинке, по которой мы пришли сюда. А мы продолжили свой путь на Ильменский хребет. Да…, Степаныч был очень необычным человеком. Глава 3. Жрецы культа плодородия Наша дружба с Санычем укреплялась с каждым днем все больше и больше. Саныч рассказал мне о том, что несколько лет назад, занимаясь изучением русских народных ремесел он ездил по деревням Верхнего Поволжья и наткнулся там на стариков, хранителей древних знаний. Эти старики называли себя Мазыками. Одним из них и был Степаныч, первый его учитель. Мазыки – это главенствующая каста Офень. Офени - это люди, занимающиеся торговым промыслом. Это бродячие торговцы, торговцы -путешественники, коробейники. Свое происхождение они берут от Скоморохов, некогда осевших на верхней Волге в деревнях Шуйского, Ковровского и Суздальского уездов. Когда-то во времена древней Руси, скоморохи были жрецами культа плодородия. Задача их заключалась в поддержании жизни на Земле, Все их обряды были направлены исключительно на это. Ни одно народное гулянье не обходилось без скоморохов. Они были водящими всех праздников и свадеб. Они ясно представляли себе, что такое Карагод (круглогодичный круг праздников) и хорошо понимали сакральный смысл каждого входящего в него праздника. Карагод или, говоря современным языком, круглый год, является полным циклом, во время которого Земля, двигаясь по своей орбите, делает полный оборот вокруг Солнца. Земля постоянно находится в движении. Во время своего движения она постоянно меняется. Зиму сменяет весна, весну - лето, лето сменяет осень, а за осенью снова следует зима. Ночь сменяется утром, утро сменяется днем, день сменяется вечером, а вечер сменяется ночью. Итак, каждый раз. День за днем, час за часом, окружающая нас природа постоянно меняется, перестраивается. Перестраиваемся вместе с ней и мы, люди. Но, разница, в том, как перестраивается во время карагода мир природы и мир людей огромна. Весь мир постоянно находится в движении. Благодаря этому движению в нем присутствует жизнь. Без движения жизнь не возможна. В результате единого вселенского движения мир постоянно меняется. Природа Земли, находясь внутри этого движения, меняется быстро и естественно. Человек, живя на Земле, создал свой, обособленный от общей природы, мир. Мир, живущий по своим законам. Этот мир – общество. Человек, хочет он того или нет, является неотъемлемой частью единого мира природы, и все природные изменения обязательно отражаются в нем. Человек, находясь внутри своего мира, живя по законам общества, погружается в общественные взаимоотношения. Естественная связь его с природой нарушается. В результате чего человек очень часто перестает обращать внимание на смену природных явлений. Он как бы выбивается из общего движения, которое можно назвать дыханием вселенной. Он нарушает свой природный ритм. Из-за нарушения этого ритма начинает страдать не только человек и все человеческое общество, но и вся природа Земли в целом. Жизнь на Земле может оборваться. Чтобы такого не произошло, на Земле существовали люди, которые следили за тем, чтобы жизнь общества не нарушала ритма жизни Земли, и постоянно соответствовала ему. На Руси, людьми, следящими за поддержанием жизни на Земле, были Волхвы и Скоморохи. Для того чтобы ритм жизни русского народа соответствовал ритму жизни не только Земли, но и Вселенной, и был создан Карагод. Карагод включает в себя цикл основных народных праздников соответствующих определенным изменениям природы. В соответствии с тем, как меняется природа, должен меняться и человек. На это и были направлены все праздничные обряды древней Руси. Многие из этих обрядов претерпев изменения, дожили до сих пор. Такие, например, как зимние и летние святки, которые называются теперь Рождество и Иван-Купала; Масленица и Праздник Урожая - Зажиток. Во время праздника, человек отключался от повседневной бытовой жизни и переходил в иное состояние сознания - Праздное. Все праздничные действа символизировали собой природные явления, происходящие в данный момент. Так, например, перетягивание каната или взятие снежного городка во время Масленицы символизировали битву Зимы с Весной, Холода с Теплом, Жизни и Смерти. Все эти обряды были построены так, чтобы Жизнь во всех схватках обязательно выходила победителем. Окончательным символом победы жизни над смертью или тепла над холодом, было сжигание старухи Зимы – Масленицы, которую делали, обычно, из старья, собранного со всей деревни. Такое сжигание было одновременно и символом освобождения от старой жизни. Сжигая свое старье, человек освобождался от всего, что было связано с этим старьем. Появлялась возможность создания или приобретения нового. Жизнь постоянно должна меняться и этому изменению надо радоваться. Ведь не зря же говорят: «Все что не делается – к лучшему». И народ верил в это. Верил и в то, что, совершая праздничные обряды, он поддерживает жизнь, не только в своем селении, но и на Земле в целом. До сих пор живет старый приговор, который говорят костру, во время его разведения, или солнцу, для поддержания ясной погоды: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло». Который означает: «Огонь, гори ярче, давая как можно больше тепла, которое нужно нам для поддержания жизни. Жизнь не должна погаснуть». Хранителями праздничных обрядов на Руси, как и вообще обрядов, направленных на поддержание и продолжение жизни, свадебных, например, являлись, как я уже говорил, Скоморохи. Именно с потомками этих древних хранителей знаний и посчастливилось встретиться Санычу, занимаясь этнографическими сборами. В течение нескольких лет он ездил к этим дедушкам, пытаясь перенять у них все, чем они владели. А они владели многим. О том, как произошла его встреча с дедушками Мазыками, о них самих, и том, как проходило его обучение у них, Саныч написал в своих книгах: «Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии», «Магия и культура в науке управления», написанные под псевдонимом Алексея Андреева, и «Введение в Самопознание» и «Очищение», написанные под именем Александра Шевцова. Глава 4. Воины духа Рассказывая о встречах с дедушками Мазыками, Саныч сказал, что один из них по прозвищу Паханя в совершенстве владел боевым искусством. Он называл это искусство «Любки». Любки, являются очень древним русским боевым искусством, берущим свое начало, а вместе с ним и название, еще от самих Скоморохов. Во время первой мировой войны Паханя был разведчиком – пластуном, и владение искусством Любков не раз спасало ему жизнь. Пластуны входили в состав казачьего войска и являлись, если так можно выразиться – Казачьим спецназом. Конечно, к тем Любкам, что достались, когда-то Пахане от Мазыков, добавился и его боевой опыт, полученный у пластунов. Но ведь это никак не лишает Любки их прежнего величия, а наоборот, добавляет им силы прикладного боевого искусства. Я с детства был наслышан о силе и непобедимости русских воинов, и о могуществе русского боевого искусства. Мой родной дед по материнской линии, Андрей Саламатин, был потомком древнего воинского рода. Один из его, а значит и моих, прадедов был основателем духовного движения. Они называли себя воинами духа или духоборцами. Духоборчество имело несколько направлений или точнее ответвлений. Одним из них было Саламатинское. Их так и называли Саламатинцами, по имени основателя их традиции тоже Андрея Саламатина. Я не знаю, когда точно появились духоборцы, мой дед ничего мне об этом не говорил. В полном христианском богословском энциклопедическом словаре, выпущенном до революции, и переизданном в 1992 году концерном «Возрождение», г. Москва, о духоборчестве говорится, как о секте, появившейся в России в 18 веке. Православные богословы, все, что не является православием называют «сектой», вкладываю в это слово явно негативный характер. Хотя, в начале двадцатого века Словарь иностранных слов Чудинова (СПБ, 1902) о таком понятии как секта говорит следующее: " Секта (лат. Secta от secare - отделять, отсекать). В древние времена, философские школы, отличавшиеся своеобразным учением; в настоящее время, раскол, ересь; малая часть сообщников, отделившихся в деле, касающемся веры, от большой господствующей религии ". "Современный словарь иностранных слов" (М.: Р.яз, 1992) слово секта определяет как: " Секта (от лат. Secta учение, направление, школа) – 1) религиозная община, группа, отколовшаяся от господствующей церкви; 2) в переносном смысле: обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких интересах ". Почему я начал разговор о сектантстве и отношении к нему православной церкви? Да потому, что когда о духоборчестве, или о чем-то, что не является православием говорят, православные богословы, называя их сектой, то вкладывают в понятие «секты» явно негативное значение и всячески стараются во-первых очернить это движение, а во-вторых – исказить его учение противопоставляя его своему собственному. Иначе говоря, то что они пишут о духоборчестве вызывает у меня некоторое недоверие, поскольку они не пытаются понять и исследовать это явление, а пытаются показать его слабость и несостоятельность заведомо искажая его, чтобы отвлечь от него людей. Итак, что же говорится о духоборчестве в полном христианском богословском энциклопедическом словаре. « Духоборчество – русская секта. Она получила происхождение от одного иностранца – квакера, жившего в 1740-1750 годах в селе Охочем, Харьковской губернии. Он среди односельчан сумел приобресть расположение и сделался их учителем веры. Скоро его учение перешло и в другие места, приобретя себе деятельных сторонников-пропагандистов». Я очень сомневаюсь, что какой-то заезжий иностранец, по всей видимости англичанин, поскольку квакеры пошли из Англии, стал учителем веры в русско-украинской деревне. Как правило, к заезжим иностранцам в русских деревнях относились с недоверием. А уж сделать из него учителя новой веры, а затем понести его учение по стране, совсем мало правдоподобно. Скорее всего, что этот квакер встретил в этой деревне людей со схожим мировоззрением. А потому и писал об этом в своих записках. Сами то духоборцы до определенного времени ничего о себе не писали, да и не рассказывали особо, опасаясь попасть под тяжелую руку церковной инквизиции. Но, православные богословы считали, что у них нет своего письменного изложения учения оттого что они были малограмотными. «Благодаря малограмотности духоборцев, у них нет письменного изложения их учения. Поэтому сведения об их учении получаются на основании записи и рассказов исследователей». Я думаю, что они не писали о своем учении потому, что считали, как и вообще это свойственно русской традиционной культуре, что живые знания или живое учение должно передаваться вживую, по прямой передаче. В книгах многое теряется. Через них невозможно полноценно передать свое видение, как невозможно передать состояние души и духа. А ведь именно в этом заключается основа духовных знаний. И этому есть подтверждение в том же богословском словаре. Для меня странно, что они сами же об этом пишут и сами же не хотят этого видеть и принимать. «Всякое писание они признают «мертвым» словом и высоко ценят и верят «книге животной» - живому слову, как преданию переходящему от одного поколения к другому». Ну, а если они так сильно ценят живое слово, предание переходящее от одного поколения к другому (то есть живую передачу знаний от своих предков), то, как они могут пренебречь этими знаниями и принять на себя чужую веру заезжего иностранца. Ответ на мой взгляд однозначный. За тысячу лет христианства, со всей его жесткой веронетерпимостью и инквизицией, до сих пор сохранились в русской культуре песни, заговоры, обряды и мировоззрения до христианского периода. Взять хотя бы традиционные народные праздники Зимние Святки, Масленицу, Купала, Зажинок. Это же не христианские праздники. Все они появились задолго до прихода христианства на Русь. Но народ до сих пор их празднует и во время этих праздников проводит традиционные, явно не христианские обряды. Наш народ с большой любовью хранит в своей памяти эти традиционные обряды и обычаи как нечто очень важное и ценное. Там же в православном богословском словаре описываются основные, по мнению собирателей и составителей словаря, духоборческие понятия. «Духоборцы полагают, что Бог пребывает в душе каждого человека. Памятью человек подобен Богу – Отцу, разумом – Богу – Сыну, волею – Духу Святому. Отец – свет, Сын – живот (жива, т.е. жизнь. Примечание автора Е.Б.), Святой Дух – покой (состояние, Е.Б.). Другое уподобление таково: Отец – высота, Сын – широта, Св. Дух – глубина. Бог духовно пребывает в человеческой душе, а чувственно – в природе». «Духоборцы верят в переселение душ: душа праведника переселяется в тело живого праведника или новорожденного, а душа беззаконника - в животное». «Духоборцы не верят в Божество Иисуса Христа: он обыкновенный человек одаренный божественным разумом. Распялся он плотию, чтобы дать пример страдания. Его душа переселяется на земле в души других праведников. Историю жизни Спасителя, как и многое, объясняют духоборцы иносказательно: Христос в нас должен зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и возноситься». (Иначе говоря, они видели в этом описание своей внутренней алхимии. Е.Б.) «Духоборцы отрицают священство. Преемники апостольские – все те, «кто чист телом и делом, смирен и кроток». Пост, исповедь и причащение они понимают как духовные акты. Пост – воздержание от злых мыслей, слов и дел. (Пост понимается как нахождение на боевом посту, стояние на страже и охране своего духа. Это все равно, что стоять на пограничном посту, охраняя рубежи своей родины. Пост, о котором здесь говорится, является для духоборцев «внутренним постом». Он выставляется против сил зла, нежити и является священным действом. Е.Б.) Исповедь есть раскрытие души перед Богом. (Исповедь – значит поведать то, что из меня истекает. Из меня, т.е. из моей души. Исповедаться можно не только Богу, но и человеку, и даже животному, которого ты обидел. Исповедь может быть так же земле, траве, всему живому, что есть в мире, да и самому миру в целом. Ведь по большому счету все есть Бог. Е.Б.) Причащение – внутреннее восприятие слова Божия. (Причащение, понимается, как присоединение к единому Богу. Человек является частью Бога, осознать себя его частью, слиться с ним, и стать причастным к нему. Вот что означает в данном случае причастие. Е.Б.) Брак, как таинство, духоборцы не признают. Не признают также икон и уставов святых отцов. Богослужебные собрания духоборцев происходят или под открытым небом, или в особых комнатах, посреди которых ставится хлеб с солью». Очень мне это описание напоминает русские традиционные обычаи до христианских времен, а никак не «секту» созданную заезжим иностранцем. Мой дед рассказывал мне о духоборцах. То, что он вкладывал в понятие духоборчества, в заметной степени отличается от того, что говорится об этом в православном энциклопедическом словаре. Во многом его рассказы схожи с тем, что написано о духоборчестве в энциклопедическом словаре братьев Гранат, изданном в 1914 году. Там на мой взгляд собрано наиболее полное и наиболее правдоподобное повествование о духоборцах. Сама по себе словарная статья "духоборцы" небольшая, но к ней есть довольно большое приложение - "Духоборцы - учение, быт и история", автор В.Д.Бонч-Бруевич. Я не буду полностью помещать здесь эти статьи, желающие могут сами прочитать их, я приведу лишь некоторые выдержки из этих статей касающиеся истории духоборчества и их мировоззрения, имеющие отношение к теме моего повествования о них. Итак, «энциклопедический словарь братьев Гранат, т.19, 7-ое издание, 1914г.» «Духоборцы, численно очень небольшая, но чрезвычайно интересная по своему учению, строю жизни и истории христианская секта (в этом случае понятие секта употребляется как некое ответвление от основной, господствующей тогда, православной христианской веры. Е.Б.), возникшая в России, и вследствие сильных гонений, выселившаяся в конце 19 века в Канаду, а оттуда частью переселившаяся в Британскую Колумбию. Наименование Духоборцы было дано сектантам в 1785 году Екатеринославским архиепископом Амвросием, при чем он желал этими словами охулить сектантов, как «борцов против духа», но они приняли это наименование и стали истолковывать его в обратном смысле, как «борцы за дух», за духовное возрождение, «второе рождение человека». Это наименование так укрепилось среди сектантов, что через некоторое время они, при попытке правительства переименовать их в 1817 году из Духоборцев в «мелитопольских поселенцев», по согласию всех слобод подали прошение на Александра I , в котором заявляли, «что не желают переменить своего духоборческого звания, а утверждают единогласно, что готовы все, не жалея детей своих и нажитого своего имения, за сохранение звания пролить кровь свою». И это звание, не смотря на протест министра внутренних дел Козодавлева, было оставлено за «мелитопольскими поселенцами». (Энциклопедический словарь братьев Гранат, т.19, 7-ое издание, 1914г.) «Первый раз наименование Д. в официальном документе мы встречаем в 1799 г. (Первое полное собр. законов т. xxv , ст. 19097). Оно сохранилось и до сего времени, при чем только в конце 19 столетия, во время большого движения закавказских Д., была сделана в 1896 г. вождем большей части Д. попытка переименовать их в «христиан общины всемирного братства». Официально принятое, название это, однако мало вкоренилось в широких кругах Д. В Канаде небольшая часть духоборцев перестала называть себя старинным наименованием, а согласно своим новым убеждениям называет себя «братьями во Христе», «свободниками». Из истории появления духоборчества известно следующее. «В 18 веке Д. жили небольшими тайными общинами, поддерживающими между собой постоянные сношения. Общины эти были разбросаны по всей России. Более всего их было в Слободской Украйне. Общины всегда управлялись руководителем, вождем. Сначала эти вожди выходили из недр народа, как люди обратившие на себя особое внимание членов общины. Выдающиеся качества ума, примерная жизнь, духовное понимание и толкование Библии, стоическое отношение к преследователям и страданиям создавали благоприятное отношение одноверцев, и, наконец, выводили их на степень признанных вождей. В преданиях и писаниях Д. мы, прежде всего встречаем имя Силуана Колесникова, жившего около 1750 г. в селе Никольском, Екатеринославского округа. Вероятно, именно при нем и около него сорганизовалась более тесная община «духовных христиан», разошедшихся как в некоторых подробностях религиозного понимания и толкования, так и в обрядах с «Людьми Божьими» - ветвью «духовного христианства». Последователи и единомышленники Колесникова образовали самостоятельную общину, которой после дано было имя «духоборцев». О Силуане Колесникове сохранилось мало сведений. Екатеринославские Д. в «Исповедании своей веры», поданном в 1791 г. губернатору Каховскому, сообщают о нем некоторые данные, сохранившиеся и до сего времени в воспоминаниях. Д. говорят о нем, как о человеке очень замечательном, ученом, строгих правил в жизни, добром, благотворительном, щедром. Красноречивый проповедник, Колесников почти открыто выступал со своей «новой верой», увлекая за собой массы православного населения. (Именно поэтому православная церковь и воевала с духоборчеством всячески очерняя его, устраивая на него гонения и уничтожая его как явление, и немало в этом преуспела. Е.Б.) Его дом всегда был полон людьми, в нем постоянно шли беседы по самым животрепещущим вопросам религии. Возле него образовалась тесная группа учеников и последователей. Колесников дожил до глубокой старости. После его смерти управление делами общины перешло к его сыновьям Кириллу и Петру, которые с большой ревностью продолжали дело своего отца. Однако, Д. считают С. Колесникова не вождем, а только «предтечей». Первыми вождями, о которых знают и признают все Д., были муж и жена Побирохины, жители села Горелого, Тамбовской губернии и уезда. В Побирохине Д. обрели своего первого Христа. С него начинается династия духоборческих вождей – Христов». («Духоборцы - учение, быт и история», В.Д.Бонч-Бруевич, приложение к словарной статье «Духоборцы», энциклопедический словарь братьев Гранат, т.19, 7-ое издание, 1914г.) «Духоборческая вера» - это крепость «добрых дел», «непостижимая существом», а только «духом», «духовным разумением жизни», проявляется в постоянной «истинной» борьбе «Духа Святого» со всякой «силой», взятой «из тьмы», со всяким насилием» «К обрядовой стороне у духоборцев встречается троякое отношение. Самая большая часть Д., воспитавшаяся исключительно в духоборческой среде, в значительной степени уже утеряло то иносказательное, аллегорическое, духовное, как говорят они, понимание всех своих обрядов. Эта масса смотрит на обрядовую сторону, как на нечто, без чего жить нельзя, и ради чего можно пожертвовать всем, до своей жизни включительно. Здесь, обряд отлился в определенную форму, принял форму обыкновенно религиозно-церковного ритуала, частью утерявшего всякий смысл, но сохраняющегося по традиции. И здесь, в этой массе, обряд этот является непроходимой китайской стеной между внешним миром и членами духоборческой общины. Некоторая часть Д., наиболее сознательных и образованных, даже в чисто духоборческом смысле, то есть, как говорят они, не утерявших еще «сознания своих предков», - относятся к обрядам просто как образному напоминанию основ их духоборческого учения; на богомоления они смотрят как на «повторение», «подтверждение» псалмов, в которых отчасти рассказана история Д. и изложены те принципы духоборческого миросозерцания, которые легли в основу жизни их общины. Эта часть Д., толкуя «духовно», т.е. объясняя аллегории самих обрядов, раскрывая внутренний, сокровенный, подразумевающийся смысл под словами псалмов, все духоборческое учение сводит к поклонению Богу, т.е. высшему, любвеобильному началу, давшему всему жизнь, - «в духе и истине», переводя все это поклонение на реальную почву совершения добрых дел и на борьбу со злом. Имеется также довольно значительное новое наслоение в духоборчестве, совершенно отрицающее всякую духоборческую обрядность во всех ее видах и проявлениях и объясняющее, что их старинное изречение «жить по свободе» - значит быть вне зависимости от кого бы то ни было, как в личной, так и в общественной жизни, а стало быть – быть свободным и от всех религиозных обетов, обрядов, обычаев и запретов, которые, по их мнению, всегда налагают путы и цепи на тело и душу. «Для души нашей крещение, говорят Д., - когда кто восприемлет слово Божие в себе; крестимся от Христа святым духом». «Сотворите между собою правду и любовь» - это будет настоящее крещение не водою, а духом». Брак допускается в духоборческой общине. «Брак есть дело вечного блаженства». Только тот брак истинен, законен, который «содержится» на основании взаимной любви. «С обеих сторон любовь, слово-закон», - говорят Д., т.е. взаимная любовь жениха и невесты освещает брак, и данное слово той и другой стороной – закон, крепкий нерушимый до тех пор, пока есть «с обеих сторон любовь». А раз любовь исчезнет с той или другой стороны, раз не будет главного, на чем зиждется брак, то исчезает и «слово-закон». Когда брак нарушается в самом основании, когда исчезает взаимная любовь, то и находящиеся в браке имеют полное основание разойтись. Развод совершенно свободен у Д. В браке нет ни малейшего принуждения, зато и разводы, измены супружеской верности бывают очень редки, так редки, как нигде в других слоях народа и общества. Но если случился развод, то мирно, полюбовно расходятся бывшие супруги, поделят детей между собой согласно обоюдному желанию, выйдут вновь замуж или женятся и всегда остаются друзьями с теми, с кем жили раньше. У духоборцев нет ни соломенных вдов, ни брошенных детей, ни изменников своему домашнему очагу, ни худшего вида деспотизма – деспотизма семейного. Отношение к женщине особенно сильно развитое у Д., основывается прежде всего на том, что женщина рождает, производит на свет то «чудное, дивное творение Божие», которое одарено от рождения своего божеским началом, высшим проявлением творческих сил природы, полным, совершенным разумом. А потому женщина – духоборка сама по себе есть «источник живой воды». Каждая женщина есть Богородица, как каждый человек есть богочеловек. Относясь в высшей степени уважительно к акту рождения человека, Д. с неменьшей серьезностью и задушевностью относятся ко второму таинственному явлению жизни – к смерти. «Казной от смерти не откупишься; слезами от смерти не отплачешься; молением от смерти не отмолишься». Приход часа смерти Д. ожидают спокойно, полные достоинства, без боязни и содрогания приготовляются они к последнему отходу, делая последние наставления окружающим со своего смертного одра. «Во путинушку» провожают умершего Д. следующим образом. (Привожу только часть описанного обряда. Е.Б.) Когда Д. чувствует приближение смерти, если он еще в сознании, он просит чтобы к нему пришли «прощаться». Если он не может уже сам сделать распоряжение, то ближние его дают знать кому надо о наступающей смерти. Приходят односельчане, родные друзья, знакомые. Умирающий и пришедшие к нему просят друг у друга прощения в обидах и огорчениях, делом словом или помышлением. Траура и траурных платьев у Д. нет. Плакать по покойнику считается не только неудобным и неприличным, но даже греховным поступком, ибо на смерть Д. смотрят, как на избавление от земных страданий. Веря в «вечную жизнь», единую во всем, Д. в самом факте видимой смерти усматривают переход к новому бытию. Об умершем Д. жалеют, как о человеке, как о сотоварище на жизненном пути, но не отчаиваются в его потере, ибо «дух его между нами», - говорят они, - «а стало быть и он с нами!..» («Духоборцы - учение, быт и история», В.Д.Бонч-Бруевич, приложение к словарной статье «Духоборцы», энциклопедический словарь братьев Гранат, т.19, 7-ое издание, 1914г.) В духоборчестве, как и в любом целостном учении существовала своя этика. Я не буду приводить целиком этические основы духоборчества, приведу лишь некоторые, являющиеся на мой взгляд основными из них. «Как «древо познается по плодам, так человек - по разуму, брат - по глаголу, а друг – по приветствию», - говорят Д. В жизни требуется прежде всего, «совершение праведных плодов». Необходимо быть осторожным в суждении о людях. «Первое спасение без труда – человека неосуждение». Стремясь совершить «дела милости духовной», нужно «согрешающего - исправить, незнающего – наставить, находящемуся в сумлении – подать добрый совет, умолить Господа о спасении ближнего, утешить печального, сносить с терпением несправедливость, от сердца прощать». Совершенство в жизни дается человеку только постоянной и радостной деятельностью. «Грех супротив Духа Святого» не что иное, как «излишнее упование на милость Божью, без творения добрых дел». Только «деятельная любовь» возвышает человека, а в лицемерной, неискренней добродетели нет спасения. «Свыше добродетели» - «рассуждение» и «покаяние». «А еще кто восхощет самого себя познать, тот да пустится разумом искать», - говорят Д. «Рассуждение и покаяние», т.е. рассуждение и оценка всего творящегося, как в личной жизни, в личных поступках, так и везде и повсюду, - «выше закона и заповедей». Не надо думать, что раз познал «закон», то и «спасен». Надо «на делах» осуществлять то, что говорится «на словах». («Духоборцы - учение, быт и история», В.Д.Бонч-Бруевич, приложение к словарной статье «Духоборцы», энциклопедический словарь братьев Гранат, т.19, 7-ое издание, 1914г.) Как видите, два разных источника совершенно по-разному рассказывают об одном и том же явлении. Бонч-Бруевич пишет о духоборчестве с точки зрения исследователя интересующего его духовного движения. Единственным его существенным упущением, на мой взгляд, является то, что он описывает историю основной ветви духоборчества и не охватывает своим внимание остальные ветви этого движения и учения. Я не стал приводить сюда всю историю и описание жизни духоборцев описанную Бонч-Бруевичем, привел лишь то, что показалось мне важным для раскрытия начатой здесь мною темы о воинах духа. Из того, что рассказывал о духоборцах мой дед, я понял, что духоборчество является достаточно древней традицией. Истоки его уходят в далекое прошлое в дохристианские времена, во времена русской веры. Так называлась она раньше. Она не называлась язычеством, язычеством ее назвали пришедшие иностранцы принесшие с собой новую христианскую веру. С приходом христианства не все русские традиции, бережно хранимые и почитаемые народом были уничтожены. Часть их сохранилась и смогла дойти до нашего времени, хоть и далеко не в той форме, в какой она существовала раньше. Но уж лучше так, чем совсем никак. Все-таки это наша история и наша культура. И забывать ее я думаю не стоит. Когда-то эта культура помогла нам занять и освоить без малого шестую часть суши всей земли. То же самое произошло и с духоборчеством. Когда-то существовавшая на Руси русская вера утратившая свою былую силу смешавшись с новой христианской верой проявила себя в виде такого явления как духоборчество. Я не собираюсь ни кому доказывать какая вера лучше, православная, духоборческая или древняя русская вера. Вопрос выбора веры – дело сугубо личное. Своим рассказом о духоборчестве я лишь хочу сказать о том важном и ценном, что досталось нам от наших предков, о том, что помогало им жить, выживать и поддерживать свою жизнь в разные периоды жизни, особенно в трудные времена. Моему деду например эти знания не раз спасали жизнь на различных фронтах Гражданской, Финской и Отечественной войн, которые он прошел от начала и до конца. И даже после войны, когда он работал начальником уголовного розыска, а затем и начальником милиции, воюя с организованной преступностью, эти знания постоянно помогали ему. Мне посчастливилось стать приемником и хранителем его знаний и я готов поделиться ими с другими, с теми, кому они покажутся важными, нужными и полезными. Духоборцы были очень хорошими воинами профессионалами. Но основное их сражение происходило не во внешнем мире, а во внутреннем. Хотя и во внешних войнах они тоже участвовали. По природе своей они были «пограничниками». Понятие «пограничника» очень тесно связано с охраной и бдительностью своих внутренних границ, границ своего сознания. Охраняет границы своего сознания дух. Он стоит на страже, и днем и ночью, и следит за тем, чтобы ни какая нечисть, ни какой враг, в виде чужого духа, ни под каким предлогом не смогли войти и захватить его владение (сознание) в плен. Дух должен быть свободным. Но свою свободу нужно уметь отстаивать, за нее нужно бороться. Мир наполнен разными силами и разными духами. Нельзя позволить, чтобы твоим сознанием завладел какой-то чужой дух. Иначе это приведет к духовному рабству. А духовное рабство гораздо тяжелее телесного. Чтобы не оказаться в духовном рабстве, человеку и нужно быть пограничником, чтобы держать свои границы, да и не только границы под постоянным наблюдением и контролем. Конечно, каждый человек выбирает сам, что для него важно и нужно. Для духоборцев же, свобода духа была выше всего. Глава 5. Дед Андрей Дед Андрей говорил, что было несколько направлений в духоборчестве. Саламатинское было лишь одним из них. Но были и другие. О них мне мало что известно. Основателем Саламатинского направления был, как я уже говорил, мой прямой прадед. Его звали, как и моего деда, Андрей Саламатин. Они поселились на Серном Кавказе в начале 18 века, образовав там крупную духоборческую общину. Примерно в 1830 году их общину выселили с Северного Кавказа под Тамбов. Я слыхал, что выражение "Тамбовский волк тебе товарищ" было именно о духоборцах осевших под Тамбовом. Об этом мне говорили не только мой дед, но и еще несколько человек, являющихся потомками старообрядцев живших в Тамбовской губернии. Я полагаю, что такое название духоборцам было дано оттого, что они во время боя входили в волчье состояние, и поэтому их называли волковоинами, или волчьим воинством, или просто волками. Мой дед показывал мне волчье состояние. Это состояние силы, состояние видения и чувствования опасности, чувствование своего противника. Это состояние во многом является основой воинского духа. Во всяком случае для духоборцев Саламатинцев. Для охоты на своего внутреннего зверя или врага, нужно иметь такое же развитое чутье, выдержку, выносливость, умение и воинский дух, как у волка. Можно сказать, что волк с древнейших времен был их тотемным животным. Это во многом отделяло их от общепринятого понимания христианства. Ведь в христианстве волку приписывается злая и нечистая сила. Волк, в христианстве является символом зла. У духоборцев Саламатинцев наоборот, волк был почитаемым и уважаемым животным. Животным, у которого учились воинским и охотничьим навыкам. Боевое искусство воинов, духа передавалось по Саламатинскому роду из поколения в поколение. Не обошло оно и моего деда. Его боевой путь начался с 16 лет. Именно в 16 лет он пошел воевать в Красную армию, и был принят в Чапаевскую дивизию, бойцом кавалеристом. Чапаевская дивизия была отборной дивизией, состоявшей их хорошо подготовленных профессионалов. Это означает, что уже к 16 годам Андрей Саламатин был хорошим бойцом профессионалом. О его высоком боевом профессионализме говорит и тот факт, что он полностью пройдя Гражданскую, Финскую и Отечественную войну, постоянно находясь на передовой, не был ни разу серьезно ранен. Единственный раз, во время Отечественной войны его легко зацепило осколком от снаряда. Рана была незначительна, осколок только порвал одежду и поцарапал кожу. Во время финской, мой дед воевал в составе Челябинской дивизии, которая была сформирована в Челябинской области. Их дивизия попала в окружение дивизии финских снайперов «Лесные кукушки». Вся Челябинская дивизия погибла. Осталось в живых только трое человек, включая моего деда. Они чудом смогли выйти из окружения. Было много и других случаев, прямо скажем чудесного спасения, о которых рассказывал мой дед, передавая мне свои знания воинского искусства. Например, во время Отечественной войны, когда они ползли по минному полю, вместе с ним были еще несколько человек. Все они погибли подорвавшись на минах. Он чудом уцелел. Какое-то звериное чутье помогало ему проползать мимо мин не задевая за них. После того, как немецкое командование подписало договор о капитуляции, и Отечественная война теоретически была закончена, в реальности сопротивления фашистов еще долго продолжались. Мой дед тогда воевал в Дании. Там на одной из рек, не помню точно ее названия, на острове, у фашистов был сильный укрепрайон. И деду с его полком было поручено взять и уничтожить его. К этому острову было очень трудно подобраться. На острове находился большой холм, внутри которого и находился вражеский укрепрайон. Прекрасная позиция для длительной обороны. Наши солдаты пытались переправиться на этот остров на плотах, но фашисты постоянно разбивали эти плоты из своих орудий. Дед рассказывал, что только он начал отплывать на своем плоту от берега, как какая-то внутренняя сила заставила его спрыгнуть с плота в воду. И тут же плот был разбит прямым попаданием снаряда. Все его товарищи погибли, а ему в очередной раз удалось спастись. Многих своих хороших друзей потерял на различных фронтах мой дед. После войны он переписывался с некоторыми семьями своих погибших товарищей, а с оставшимися в живых часто ездил встречаться. Мой дед, Андрей Саламатин ушел из жизни, когда мне было 11 лет. С его уходом, у меня будто что-то оборвалось в жизни. Пока он был жив, я постоянно грезил о том, как стану военным и продолжу родовую военную традицию. Дед постоянно занимался со мной и готовил меня к поступлению в Суворовское училище. Смерть деда явилась для меня неожиданностью и надолго выбила меня из колеи, привычной для меня жизни, в которой он занимал важное место. Я долго не мог смириться с тем, что больше не увижу его, и что он больше никогда не будет заниматься со мной. Мне постоянно казалось, что он находится со мной рядом. Я даже пытался мысленно, а иногда и вслух разговаривать с ним. Я постоянно ощущал с ним какую то связь. Мою мать это здорово стало пугать, и она решила помочь мне избавиться от моих переживаний по поводу смерти деда. Она договорилась с одной знахаркой, которая, кстати говоря, была хорошей знакомой моего деда, чтобы та помогла избавить меня от болезненных переживаний. Звали ее баба Ганя. Через много лет, став уже взрослым, изучая народное целительство, я снова встретился с ней. И вывела меня на нее Троянова Тропа. Как оказалось, Баба Ганя была родом из того же района Верхней Волги, где Саныч делал свои этнографические сборы, и где повстречался со стариками Тропы. У бабы Гани было 8 или 9 старших братьев. Когда-то, все они являлись членами верхневолжской троповой братчины. Баба Ганя рассказывала, что они часто собирались своей братчиной у них дома. Вели разные разговоры, проводили свои занятия, справляли праздники. Все они очень хорошо жили. После Октябрьской революции, новая, советская власть, не благосклонно отнеслась к традиционным сходкам троповой братчины. Всех, кто не вписывался в общепринятые понятия рабочих и крестьян, и как-то отличался своим образом жизни, считали врагами народа, контрой. Так, антисоветской контрой оказались и члены троповой братчины. Все семейство бабы Гани было расстреляно, а ее саму, под чужим именем и фамилией, знакомые люди перевезли на Урал. Ей просто чудом тогда удалось избежать смерти. Даже по прошествии многих лет, она с большим страхом вспоминала о том времени, потребовав от меня слова, что не буду никому рассказывать об этом, пока она жива. Я пообещал ей, это. И сдержал свое обещание. Баба Ганя была потомственной знахаркой. Она знала очень много разных знахарских хитростей. Но больше всего она владела заговорами. В этом она была просто мастером. И я учился у нее этому мастерству несколько лет. Но, об этом я расскажу позже, в книге о русском народном целительстве. Я знал о силе и действии ее заговоров из своего собственного опыта, полученного мною в 11 лет, когда моя мать попросила ее помочь избавить меня от переживай, связанных со смертью деда. Баба Ганя была очень сильной и искусной знахаркой. Она сделала все, о чем просила ее моя мать, и сделала это на совесть. Она сходила на кладбище, взяла с дедовской могилы горсть земли, а потом, придя, домой, посыпала меня ей, несколько раз покрутила вокруг своей оси, и прочитала какой-то заговор. После чего, я напрочь забыл все, что было связано у меня с дедом. Я помнил, что у меня был дед, что его по каким-то причинам не стало. Но тех душевных переживаний связанных с его отсутствием у меня больше не было. Я, конечно, понимал, что он не просто куда-то делся, а умер, но относился к этому, так, будто этого никогда не было. Постепенно я забыл и о том, что собирался стать военным, и что готовился к поступлению в Суворовское училище. Рассказ Саныча о Пахане и о Любках здорово задел меня за живое. Что–то очень родное и близкое, я ощутил в этом рассказе. Что-то болезненное и в то же время приятное, что-то давно забытое, стало пробуждаться в моей душе. Я попросил Саныча показать мне что-нибудь из того, что показывал ему Паханя. Он сказал, что сам пока еще плохо владеет этим, поскольку все чему он учился у Пахани, нужно еще хорошенько понять, отработать и систематизировать. Но кое-что он все-таки мне показал. Не помню точно, что он мне тогда показывал, помню только, что это было просто, но действенно. И тут, я неожиданно начал вспоминать о своем деде Андрее. Память о нем возвращалась ко мне медленно и по частям. Я рассказал Санычу о своем деде и о том, что он хорошо владел боевым искусством, правда, сам я плохо помню о нем, но явно ощущаю связь между тем, что показывал и рассказывал Паханя и Саныч о Любках, с тем, что показывал и рассказывал мне о боевом искусстве мой дед. Как-то я спросил своего деда, почему его пули не брали, и сабли не рубили? Он отвечал, что его вера спасала. Какая вера, я, тогда не понял. А еще он говорил, что его от пуль защищала сила рода и оберег, которым являлся заговор его матери. Она наложила его, когда он собирался на гражданскую войну. В детстве мы с ребятами много рубились на игрушечных саблях, играли в войну. Мне часто доставалось, и я просил деда научить меня правильно сражаться. Дед показывал мне приемы сабельного боя, объясняя основные его принципы на крапиве, которой много росло в соседнем лесу. Однажды, я посмотрел фильм про Чапаева и представил себя верхом на коне с шашкой влетающим в толпу врагов. Меня обуял страх. Я представил, как я на всем скоку влетаю в толпу вооруженных острыми саблями и пиками врагов, которые тоже летят на меня на всем скоку. Как из такой мясорубки можно было выйти живым и невредимым, мне было непонятно. Я прибежал к деду, и спросил его: «Как можно пройти насквозь через такую армию вооруженных всадников, которая летит на тебя на всем скаку и хочет тебя порубать? Это, должно быть, очень страшно – видеть, как тебе навстречу несется вооруженная острыми саблями и пиками толпа врагов! Как тут вообще можно остаться в живых?» Дед какое-то время смотрел на меня так, будто разглядывал изнутри, а потом начал рассказывать. «Ты знаешь, сказал он, когда ты летишь на врага, ты ничего не боишься. Ты, в тот момент думаешь о другом. О том, как победить и при этом живым остаться. Боишься ты раньше, перед боем. А когда уже в бой пошел, ты не боишься, ты течешь. Течешь, отдаваясь дорожке своего духа». «Как это – течешь?» – спросил я. «Ну, так, - сказал он, - течешь по своей дорожке силы, и все, и не думаешь больше ни о чем. А в это время тело твое само совершает то, что ему необходимо, рубится, уклоняется, течет по дорожке силы. Эта «дорожка силы» – явление твоей «дорожкисудьбы», которая может вывести тебя из любой ситуации. Это дорожка духа, а он всегда стремиться к свободе. Если ты ее видишь и течешь или движешься по ней, то тебе нечего бояться, она тебя всегда выведет туда, куда тебе надо, туда, куда стремится твой дух. То есть, к свободе». Когда он все это говорил, то я видел его глазами эту дорожку силы, или дорожку духа, как он ее называл. Она выглядела как светящаяся желтовато - белесая дорожка или тропка. Но об этом, я на долгое время забыл. Забыл даже и то, что я постоянно, по два, а иногда и три раза в день занимался вместе со своим дедом оздоровительной гимнастикой. Он называл эту гимнастику «Волнование». Все движения там походили на движения воды, волнами проходящей через все тело. В движении, говорил дед, Андрей, скрыта великая сила жизни. Если хочешь быть сильным и здоровым, двигайся. Но двигайся правильно. Движение по своей природе текуче. Это его основное свойство. Многие путают движение с перемещением, но это разные вещи. Движение - это среда, подобная воде, воздуху, огню, или земле. Это такая же стихия, только более тонкая. Благодаря движению все остальные стихии оживают. Они приходят в движение и частицы их начинают перемещаться. Движение является более тонкой стихией из всех стихий. Оно пронизывает и наполняет собой все остальные стихии. Благодаря ему, все в мире течет и перемещается. Вода течет, огонь течет, воздух течет, земля, наполненная движением, тоже течет, планета наша тоже постоянно течет вокруг солнца. Жизнь наша тоже течет. И течет потому, что в ней присутствует движение. Вся наша жизнь наполнена движением. Вся вселенная наполнена движением. Искусство жить напрямую зависит от искусства видеть и понимать движение, умения использовать его. Если хочешь понять жизнь, пойми движение, без него жизни не существует. Жизнь возникает только там, где есть движение. Нет движения – нет жизни, говорил постоянно дед Андрей. Перемещения могут быть, а жизни нет. Перемещения могут быть и по инерции. Перемещение – это перемена мест каких-либо предметов или частиц. Для того чтобы эти частицы начали перемещаться, нужен толчок. Этим толчком и является движение. Оно подхватывает частицы и несет, заставляя их перемещаться. Но потом, движение может закончиться, а предметы какое-то время будут перемещаться по инерции, пока не остановятся совсем. Для того чтобы этот толчок произошел, и появилось движение, нужна сила, которая создаст, или вызовет движение. Сила – это тоже среда, только еще более тонкая, чем движение. Сила управляет движением. Движение наполнятся силой. В зависимости от наполненности оно может быть более или менее сильным. Поэтому, вслед за видением и овладением движения, следует видение и освоение силы. Силой же управляет дух. Его природа является еще более тонкой. Дух пронизывает собой все среды. У него всепроникающая природа. Дух может проникать в любое вещество, и наполнять это вещество силой, движением, жизнью. Мир наполнен двумя видами духов, у которых разная по своей сути и назначению природа. Их природа противоположна. Природой одних духов является свет, а других тьма. Предназначением духов света является созидание и устроение. Предназначением духов тьмы – разрушение и растворение. Светлые духи являются духами жизни, а темные, или как их еще называют «нечистые духи», являются духами смерти. Светлые, или чистые духи, наполняют человека силами жизни. А темные, нечистые, отнимают у человека силы жизни, вносят в него разлад, и ведут его к смерти. Внутри человека постоянно происходит борьба между светлыми и темными духами, между жизнью и смертью. И далеко не всегда светлый дух одерживает в человеке победу. Очень часто человек оказывается в плену у духов тьмы, и вместо творчества, устроения и совершенства, разрушает себя и свою жизнь ленью, бездельем, распутством и ханжеством. Духоборцы являются воинами света. Они стоят на стороне светлого и чистого духа. Они постоянно ведут борьбу с духами тьмы. Эта борьба ведется в первую очередь внутри них самих. Это освободительная борьба. Она ведется за жизнь и свободу своего духа. Но, что же такое жизнь? И что такое свобода духа? На эти вопросы нельзя ответить просто словами. Ответом на них может быть только понимание, возникшее в результате полученного опыта. Иначе говоря, нельзя понять, что есть жизнь, не проживая ее. И нельзя понять что такое свобода духа, не чувствуя присутствия |
Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) |
|||||||||||||||||
|