Кроме чисто технических приспособлений были и другие
попытки решения проблемы реального боя. То, что стили каратэ боевыми системами в
полном смысле слова не являются, поняли не только у нас. То же самое сообразили
и в самой Японии. Ояма Масутацу после долгих поисков основывает Кекусин-кай, а
позже от него отпочковывается Асихара. Протекторы в работе не используются,
никаких обозначений, только полный контакт, но запрещен удар рукой в лицо.
Заметьте! Не ногой. Ногой не так опасно. В результате общий рисунок боя этих
стилей выглядит, на мой взгляд, неестественно. Кстати, именно поэтому так круто
приходится бойцам Кекусин-кай при встрече с боксерами. Драка ведь не съемки
фильма типа "Кровавый спорт". Град ударов по лицу и никаких следов. Разбитый нос
это уже кое-что!
Сейчас в моду вошли бои без правил. Первое, что они
показали, это именно несостоятельность ударных систем каратэ и ушу против
бросковой техники. Большинство попыток сдержать идущего на захват борца ударом
ноги проваливались, не успев начаться. Со временем ноги вообще почти перестали
применяться на восьмиугольнике. Основное же резюме, которое можно вынести,
посмотрев эти встречи, следующее: если вы 2 метра ростом и в вас 120 килограмм
веса, пусть даже не одних мышц, то до великого бойца вам осталось не так уж и
много.
Можно решить проблему за счет своеобразного построения
тренировочного процесса. Первый: подготовить из десяти учеников одного бойца, а
остальные девять пусть залечивают ушибы, растяжения и переломы, но... где найти
девять подобных энтузиастов? Подобная методика, может быть, и проходила в
средневековых китайских школах, но на дворе уже конец ХХ века, и время закрытых
школ давно прошло. А вот еще способ, пришедший к нам из глубины веков: работа на
"куклах" (смертниках). В средневековой Японии самураи учились владению мечом на
приговоренных к смерти преступниках. В наше время тот же метод, по непроверенным
данным, используется в спец подразделениях, но я, как и большинство занимающихся
боевыми искусствами, к подобным структурам не имею никакого отношения.
К упомянутым техническим моментам нужно добавить
психологический аспект. Поскольку мы люди, а не биороботы или боевые машины, на
практике именно он чаще всего оказывается решающим. В зале "реальность" так и
остается абстрактной и, в принципе, не достижимой целью. Насколько круто ни
ставилась бы манера боя данного стиля, непосредственно сам бой ведут ученики
одной и той же секции, собравшиеся в зале с одной и той же целью. И как бы
жестко ни прошла тренировка, в раздевалке все будут дружески обмениваться
впечатлениями и посмеиваться над полученными синяками и ушибами. По сравнению с
обычным уровнем занимающихся боевым искусством, в выигрышной ситуации находятся
уличники, те самые тинэйджеры, которые упоминались в начале статьи. Они сложными
техниками себе голову не загружают, про Дим-Мак и эквилибристику с болевыми
заломами не знают, да и знать не хотят. Зато в том самом темном переулке, где у
вас душа в пятки уходит, они себя "как рыба в воде" чувствуют, на своей шкуре
усвоили законы реальной драки и получили ощутимую практику. "Если вы утоните и
ко дну прилипните, полежите год-другой, а потом привыкните". Попав в незнакомую
ситуацию, человек сначала теряется, потом, при повторении подобного, постепенно
привыкает, если уцелеет, конечно.
Какой вывод напрашивается из всего вышесказанного? Создать
реальную ситуацию в спортзале, а также отрабатывать приемы, ведущие противника
прямиком на больничную койку, практически невозможно. Во всяком случае, автор,
не смотря на солидный опыт, их не знает, как и инструкторов, которые осилили бы
эту проблему. Вот рекламировать единственный и неповторимый стиль гораздо легче.
Люди у нас доверчивые, а если один или два все-таки убедятся на собственном
опыте, что время, силы и деньги потрачены ими впустую, они, скорее всего, просто
больше не придут на тренировку, что для общего процесса массового оболванивания
не так уж важно.
Выход из данной ситуации существует, но он вряд ли устроит
людей, которые надеются найти белобородого учителя-китайца, который за
месяц-другой (в соответствии с экранными нормами дешевых боевиков) сделает из
них одновременно монстров рукопашного боя и грозу переулков и подворотен. Если
вы отзанимались в одной-другой "боевой" секции и попали в темную подворотню, где
практическая ценность полученных вами знаний оказалась близкой к нулю, и, самое
главное, если вы настолько умны, чтобы сделать из этого выводы, либо настолько
мудры, чтобы сделать выводы из опыта других, вы поймете, что для того, чтобы
достичь реального прогресса в боевых искусствах, нужно не спешить, чтобы
осознать, что боевые искусства - это Путь. Путь по большому счету. Дорога,
которую можно пройти только самостоятельно, и никакой белобородый дедушка вам в
этом не поможет. И не за недели и месяцы, а за годы и десятилетия регулярных
тренировок, поисков и размышлений, отрешенности и сосредоточенности.
За это время тело постепенно привыкает "держать" удары,
разрушительные для неподготовленного новичка. Просыпается своеобразное чувство
опасности, позволяющее не подставлять голову под руки и ноги противника.
Одновременно идет накопление по крупицам реального боевого опыта. Что такое удар
в горло? Когда 10 минут стоишь над умывальником и не можешь остановить хлещущую
слюну. А удар в затылок? Когда в буквальном смысле "небо в алмазах", а перед
глазами вспыхивают радужные круги. А удушение? А перебитая мышца или удар по
локтевому нерву, когда не мурашки по кисти, а по ковру катаешься, забыв
мгновенно обо всем на свете, кроме собственных "ощущений". К разбитому носу и
сбитому дыханию к тому времени привыкаешь как к чему-то обыденному. Бой есть
бой, но на все это нужно время, хотя бы для того, чтобы приходить в норму от
очередных "крупиц" познания и готовиться к новым.
Немало практического опыта встреч с различными бойцами и
стилями нужно и для того, чтобы понять, как важен психологический аспект:
техника работает в том случае, когда боец до мозга костей уверен в ее
результативности. Зависимость обоюдная: отрабатывая и используя в бою какие-либо
приемы и связки, ученик внутренне убеждается в их действенности (имеется в виду
корректно построенный процесс обучения действительно реальной техники). И все
более убеждаясь в их действенности, он все напористее и смелее проводит эти
приемы. Только тогда он может психологически "давить" на противника, навязывая
ему свой, индивидуальный или стилевой, рисунок боя. Зачастую не так уж важно,
какую сорта технику он использует, т.е. работает руками или ногами, бьет или
бросает. Побеждают действительно духом. Особенно когда этот "дух" опирается на
отточенную проверенную технику.
За годы тренировок привыкаешь не бояться "крутости" и
дешевого напора. В 90% случаев они скрывают за собой полную техническую
несостоятельность и неуверенность в себе. И уважать любое телосложение и
возраст. Обычно некрупные ученики гораздо упорнее "шкафов" и имеют за душой
хорошо отработанные приемы, а "дедушка" под 50 лет, с животиком, неожиданно
показывает недюжинную растяжку и заезжает вам с ходу ногой в ухо (не вру, ухо
было действительно мое, как и наивная уверенность, что в таком возрасте ноги
высоко не задирают). Тут оказывается, что ни размеры тела, ни возраст, ни
животик в ряде случаев не помеха для регулярных тренировок. Было бы здоровье,
стремление и желание.
В плане психологической подготовки много дает посещение
чужих спортзалов, но не в качестве зрителя. Там хоть и не враг, но и не совсем
друг. Кто знает, что от тебя ждать? Лучше уж сразу самим придавить, да всей
атмосферой. Однажды я пришел спарринговаться в спортзал Кекусин-кай одетым в
черное кимоно. Ощущение "черной вороны" среди белых кимоно каратистов было
непередаваемо. Ведь бой, как уже говорилось, это, в первую очередь, столкновение
характеров, и тому, кто не был в подобной ситуации, тяжело представить, что
такое столкновение с общей недоброжелательностью целого зала. Недаром было
сказано: "Дома и стены помогают". В чужом спортзале помогают они, увы, не вам.
Но даже если вы обладаете трезвой головой и не тешите себя
иллюзиями, имеете в запасе недюжинное упорство, хорошее физическое развитие и,
вдобавок, черты отваги и авантюрности в характере (бой ведь всегда содержит
элемент непредсказуемости, даже в спортзале), этого мало. Дело в том, что
мастерство - это состояние души, это определенный ритм бытия, не совпадающий, а
зачастую и жестко не гармонирующий с общепринятым. В Китае мастера узнавали по
осанке и по тому, как он пьет чай. Нельзя становиться мастером только на время
занятий, а потом снимать свое мастерство и складывать в сумку, как кимоно после
тренировки, либо вешать на стенку на манер боевого оружия, утешая себя мыслью,
что успеешь одеть, либо снять со стенки, когда придет необходимость. В состоянии
мастерства нужно жить так же, как нужно жить в вере, неважно христианин вы,
мусульманин или кришнаит, а не становиться верующим на время церковных
праздников. А для того, чтобы выдержать такую жизнь, нужно очень любить свое
дело. Любить не за крутость или деньги, которые на нем зарабатываешь. Впрочем,
основная черта любви именно в том, что логически она необъяснима.
http://boevieiskusstva.narod.ru/rykopahkaproblem.html